ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Королева / The Queen (2006)


Королева
Средняя оценка: оценка: 3.5
2006. Великобритания. 97 минут.
Жанр: биографический / драма.

Режиссер: Стивен Фрирз.
Сценарий: Питер Морган,
Оператор: Аффонсо Беато,
Композитор: Александр Десплат.

В главных ролях: Хелен Миррен, Майкл Шин.
В ролях: Джеймс Кромуэлл, Сильвия Симс, Алекс Дженнингс, Хелен МакКрори.

Награды:
3 премии на МКФ в Венеции — приз ФИПРЕССИ, "Золотая Оселла" за лучший сценарий и Volpi Cup за лучшую женскую роль (Х.Миррен).
National Board of Review, USA — лучшая актриса (Х.Миррен).
2 премии Satellite Awards — лучший сценарий, лучшая актриса (Х.Миррен).
British Independent Film Awards — лучший сценарий.
Boston Society of Film Critics Awards — лучшая актриса.
Chicago Film Critics Association Awards — лучший сценарий, лучшая актриса.
Chicago International Film Festival — приз зрительских симпатий.
Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards — лучшая актриса.
Florida Film Critics Circle Awards — лучшая актриса.
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучшая актриса, лучший актер второго плана (М.Шин), лучший сценарий, лучшая музыка.
New York Film Critics Circle Awards — лучшая актриса, лучший сценарий.
San Francisco Film Critics Circle — лучшая актриса.
Southeastern Film Critics Association Awards — лучшая актриса.
Toronto Film Critics Association Awards — лучший фильм, режиссер, актриса, сценарий, второстепенный актер (М.Шин).
Washington DC Area Film Critics Association Awards — лучшая актриса..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Прощай, монархия

Королева оценка: 3.5

Возможно, российскому зрителю будет не слишком интересен этот грустный чужеродный фильм, поставленный прекрасным режиссером Стивеном Фрирсом (он известен у нас по захватывающей мелодраме "Опасные связи"). Слишком чуждый менталитет, слишком другая страна. Чтобы понять эту страну и тамошних людей, недостаточно под Рождество затовариться шмотками на Пикадилли. Может быть, этот фильм даже вызовет неприязнь.

Судя по тому, что "Королева" вышла в конце 2006 году, картина приурочена к "юбилею" — десяти годам со дня смерти принцессы Дианы. Круглая дата позволила Фрирсу сделать экскурс в новейшую историю Британии, разобрать по косточкам значение монархии в нынешнее время. Потакая вечному любопытству обывателей, он как бы приглашает их в святая святых — Букингемский дворец, сделав центральными персонажами своего фильма членов королевской семьи.

Однако же отрезанный ломоть Диана, будь она живая или мертвая, неизменно остается за кадром — в кадр попадают лишь ее образы-проекции, тиражируемые телевидением и прессой. Отрекшись от нее, королевская семья тоже вынуждена воспринимать лишь ее образ, и она воспринимает этот образ в штыки. Но даже один лишь образ Дианы в состоянии создать этим милым людям огромное количество реальных проблем.

Королева (2006)Главную роль, роль Елизаветы II, сыграла Хелен Миррен — и поистине удивительно, насколько они похоже внешне, и поистине удивительно, — так, что даже не верится, — что эта же Хелен Миррен отжигала меньше чем 20 лет назад в "Поваре, воре" Питера Гринуэя. Королева, наделенная дремучим консерватизмом, но при этом мягкостью в обращении и уверенностью, что она "понимает людей", вызывает сочувствие. Кстати, ее туповатый супруг-шотландец, принц Филип, гротескно сыгранный типичным американцем Джеймсом Кромвеллом, не вызывает никаких чувств, кроме разве что смеха.

Фильм охватывает несколько дней до смерти Дианы, когда премьер-министром Британии был избран молодой Тони Блэр, и несколько дней после смерти Дианы, когда Тони Блэр, показанный в фильме энергичным и напористым человеком, вертится ужом на сковороде, пытаясь принять популисткие меры, при этом не оскорбив Семью.

Фрирс показывает монархические традиции как прелестную декоративную штучку — это видно сразу, по первому визиту Тони Блэра и его жены к королеве. Веками выработанный ритуал, всю эту церемониальность, с которыми их знакомит камердинер, они (премьер-министр! и его жена) воспринимают со смешками. Блэр — с доброй улыбкой, его супруга — со злобным сарказмом. Впоследствии будет еще одна характерная сцена, когда жена Блэра с возмущением восклицает, что, де, королева обходится государству слишком дорого — 30-40 млн. фунтов в год. И при этом не платит налогов! (Глядя этот фильм, возникает чувство неполноценности от того, что живешь в России. Чертовы британцы не видели полчищ дармоедов, заседающих в нашем правительстве и использующих власть лишь для собственной наживы). Впрочем, Блэр с точки зрения Фрирса (но особенно благодаря эмоциональной игре Майкла Шина), вообще "приятный парень". Несмотря на то, что даже его команда вслух размышляет о всеохватывающем республиканстве, шутит насчет бескровных революций, он проникается сочувствием к чопорной королеве, потому что эта напудренная особа на самом ведь деле живой человек! Режиссер четко определяет отношение правительства к королевской семье, — снисхождение.

Когда дело доходит до так называемого народа, фильм приобретает сардонический оттенок. Камера отправляется "в массы", интервью берут у обывателей. Пресса подзуживает народ, и народ начинает недоумевать в камеру: "А почему, бля, похороны закрытые? А мы ведь горюем! А почему над Букингемским дворцом спущены флаги? Мы понимаем, что королевы нет, но, бля, почему нет флагов?" Раззадоренный прессой народ негодует, и пресса моментально отображает мнение масс — негодование. Тони Блэр пытается разорвать этот порочный круг, и среди всей королевской семьи находит всецелую поддержку только со стороны принца Чарльза. Принц Чарльз, восхищающийся "свободными, прогрессивными" идеями Дианы и после развода выглядит глупо и жалко, как человек, который пытается вскочить на подножку уходящего поезда.

Ремарками со стороны старших в королевской семье, а также при помощи еле уловимой авторской иронии, можно сделать вывод, почему миллионы людей все же так восхищались Дианой и так безутешно горевали после ее смерти. Дело не в многочисленных благотворительных фондах, открытых принцессой. Вовсе нет. Просто она, как и любая знаменитость, была причиной многочисленных скандалов. Она так забавно пыталась избегать папарацци! Публика наблюдала за ее похождениями, как за интересной мыльной оперой. И вот несчастный случай отнял у быдла любимую игрушку. Тони Блэр в лице британского правительства вынудили королеву пойти на компромисс "ради спасения чести короны": сделать похороны открытыми, пригласить туда всех этих ненавистных им клоунов-телезвезд, пидорасов, модельеров и проч., чтобы в последний раз потрафить своему дорогому народу. Бастион добропорядочности, приличных манер, вековых традиций пал. Всё ради народа... Для нас, российских граждан, это очень диковинный фильм.

(12.01.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Не забудь, я буду для тебя королевой...

оценка: 3.5

Наверно всегда перед тем как писать рецку надо найти подходящий зрительный костыль, который если что можно педалировать. Например, памятник Минину и Пожарскому, что где-то в Мск. Трогательное единение боярства с крестьянством перед лицом польской шляхты. Или наоборот, картину "Боярыня Морозова", что опять-таки где-то в Мск — трогательное разъединение боярства с народом перед лицом зеркалом самим собою. Наконец, Донкий ход и Санчо-Панчо — пародия на роман Шолохова и два торта фабрики Фили-Бейкер, трагедия непонимания народа и трагедия внутриклассового самолюбования.

Фильм "Королева" рассказывает о противостоянии рыцаря и толпы. Хрупкая фигурка королевы Елизаветы символизирует мировое рыцарство, отягощённое своими изысканными представлениями о долге и чести. Подобно Ланселоту, Гавейну или Роланду, Елизавета живёт рыцарским церемониалом, столь странным, непонятным и даже неприятным простому люду. Когда все были очевидно неравны, странность рыцарского поведения выгодно подчёркивала неравенство. Как бы существовал договор: вы чудите, а мы зарабатываем для вас денги, возделывая поля и коров, только избавьте нас от ваших чудачеств и от необходимости чудачить самим. Чудаки и филистёры изначально оказывались в разных люлях. Однако, ступая по пути сближения классов, пролетарско-буржуазного стирания различий, сложилась странная ситуация: народ больше не хочет чудачеств. Он не хочет странностей поведения и сложных ритуалов. Напыщенный обыватель, гордый своей непосредственностью, пресс-секретарь Тони Блейра посмеивается после королевского совещания: "...они битый час спорили вести её на катафалке или на лафете..." — ему больше не нужны сложности. Эйнштейн сделал нас равными в бесконечном количестве инерционных систем. Всё относительно и никакого ранжира и ординара, в сущности, не существует. Такая вот неутешительная хвизика.

Королева играет в шахматы, а народ жаждет играть в чапаева. Но королева — не Каспаров, она не снаружи на комфортабельных баррикадах, а внутри шахмат. Она не может вдруг заменить фигуры на шашки и начать новую партию в новую игру. Она не забитый непонимающий Лужин, но Чёрная королева, высокомерно читающая моралите Алисе.

В отличие от крепкой как кремень матери, принц Чарльз изображён в фильме точной копией своего царственного родственника, Николая 2 Романова — "мещанина во дворянстве". Он не хочет быть инопланетянином, пришельцем из прошлого. Он демократичен и в своей демократичности убог и мерзок. Заигрывания с народом выдают отсутствие внутреннего стержня, мягкотелость, несамостоятельность. Очевидно, что монархия существует до тех пор, пока между народом и монархом лежит непроходимая грань. Стирая эту грань, принц Чарльз стирает монархию. Вот на кого должна молиться кинематографическая жена Тони Блера — убеждённая антимонархистка. Звание "помазанника божьего" не может быть пустым звуком даже в случае отсутствия бога. Всегда нужно быть выше на целый аршин.

Главную идеологему фильма мы лицезреем глазами только что избранного премьер-министра Тони Блера. В самом начале своей карьеры он попадает в сложную ситуацию: пришло известие о гибели принцессы Дианы. Народ в шоке и трауре, а королевская фамилия как ни в чём ни бывало продолжает отдыхать в своём загородном поместье, считая гибель бывшей принцессы (после развода потерявшей все титулы и привилегии) частным делом своей семьи и семьи Спенсеров — родителей Дианы. В народе растёт недовольство королевской фамилией. Народ хочет, чтобы фамилия вышла и оплакивала принцессу вместе с ними, следуя его, народным законам. Иначе — косяк и неуважуха. Что и говорить — на дворе стояло преддверье 21 века.

Лейборист и простой рубаха-парень Блер решает отыграть роль Санчи Пансы. Он посредством незатейливого натиска пытается донести до королевы чаяния народа и постепенно, в процессе развития фильма понимает что не всё так просто — странное, "самоубийственное" поведение королевы вовсе не блажь или равнодушие, а поведение, достойное истинной королевы. Воспитанная в строгих традициях она просто не понимает царящей в народе открытости чувств и простоты. Она живёт в мире ритуалов, прекрасных сущностей, великолепных идей — придуманном рыцарском универсуме. И вот её мир лоб в лоб сталкивается с жизнью. Взбалмошная принцесса, которая бесила королевскую семью и которую боготворит народ, превратилась в айсберг, готовый потопить монархию. Чем больше Блер понимает королеву, тем больше он восхищается её волнующим анахронизмом и тем сильнее ему хочется помочь ей. Наверно даже чем-то похоже на "Человек дождя" — аутизм, понятый как предельно концентрированная разновидность ритуального поведения, явно имеет множество схожих черт с разнообразными кодексами чести. Как герой Круза хочет показать герою Хоффмана настоящий мир, но потом понимает, что возможно мир Хоффмана ярче и богаче мира настоящего, так и Блер убеждается в том, что свобода и непосредственность "его" мира вовсе не достижение, а может быть деградация. Королева несёт своей невыносимо тяжёлый крест как будто он сделан из кевлара, а не из чугуна. Не ясно нужен ли такой подвиг, но не уважать человека, совершающего подвиг нельзя. В конце фильма Блер разражается потоком брани, когда его пресс-секретарь опять говорит какую-то колкость в адрес королевы.

Если стоит где-то в Расее памятник Минину и Пожарскому, то нельзя в этой стране ставить памятник Николаю 2, иначе возникает мерцающий контраст — памятника достойны два взаимоисключающих поступка? Подвиг и трусость.

В итоге королева всё же докажет, что достойна 21 века — она приедет в Лондон к народу. Но и эту слабость перед обстоятельствами превратит в настоящий триумф воли. Что остаётся Тони Блеру и нам? Только поблагодарить Фрирза за увлекательный рассказ, скорее всего имеющий мало отношения к действительности, потому что королевская семья — закрытый сосуд из которого ничего не вытекает, но тем не менее ценный для понимания роли и значения такого казалось бы архаичного института как монархия.

Благодарил Нгоо.

(02.04.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: