Один из первых, а, скорее всего, и самый первый в мире художественный фильм. Снят на студии Эдисона в Нью-Джерси режиссером Альфредом Кларком, чуваком с прекрасной фильмографией. Помимо "Казни Марии Стюарт", в том же году он снял "Сожжение Жанны д’Арк", а больше, если верить imdb, ничего не снял. А зря. Мог порадовать своих зрителей такими кинокартинами на историческую тему, как "Отрубание головы Анне Болейн", "Повешение Зои Космодемьянской", "Побивание камнями Зинаиды Тарсийской" и т.д.
Сюжет фильма прост: Марии Стюарт отрубают голову.
Фильм демонстрировался на кинетоскопе, это такой прибор типа персонального кинотеатра. Нужно было заглядывать в специальный окуляр, чтобы увидеть, что происходит внутри. С одной стороны это, конечно, не позволяло громко обсуждать фильм, не снимая цилиндра, смеяться над актерами и рыгать попкорном и пивом, ради чего мы, собственно, все и ходим в кинотеатр. Но, с другой стороны, конкретно этот фильм стоило смотреть через кинетоскоп, конечно. Не надо обладать живым воображением, чтобы представить себе: вот стоит очередь людей, заплативших по двадцать пять центов за право лицезреть кино. Очередной счастливчик, подходит к волшебному аппаратусу, наблюдает некоторое время, что там происходит, а потом в ужасе отшатывается. Шокид! шокид... Естественно, остальная очередь заинтригована, ей тоже хочется посмотреть, что там такое внутри, и это ожидание волнительно, оно даже несколько кинематографично, его можно назвать метасаспенсом, наверно.
А шокироваться и правда есть отчего. Фильм снят одной сценой, средним планом. Не ожидаешь подвоха. Думаешь: ну ладно, ну, подводят Марию Стюарт к плахе, ну ладно, ну поднимает палач топор, интересно, как они будут выкручиваться, когда этот неумелый спецэффект, ведь не будет же он реально рубить ей голову? А топор без видимого спецэффекта опускается, и голова отделяется от туловища. Я, просвещенный европеец двадцать первого века, привыкший к спецэффектам, смотря этот фильм на своем кинетоскопе, чуть не обосрался — а чего было ждать от варварских американцев конца девятнадцатого? Конечно же, они были в шоки. Вряд ли они, как и я, ожидали стоп-кадра.
Гениальность в том, что в современном кино при рубке головы обязательно использовали бы какой-нибудь хитрый монтаж, который, конечно, еще не успели в то время придумать. А Кларк использовал обычный стоп-кадр с заменой актера. Небольшое изменение в позах палача и массовки, конечно, при отвратительном качестве пленки было незаметно. Тем эффектнее сцена отрубания головы.
Скриншота я давать не буду, весь фильм можно посмотреть во многих местах, например, здесь.
Как ни тривиален сюжет фильма, но и в нем есть помарки, которые не дают ему сделаться настоящим шедевром. Когда палач отрубает голову Марии Стюарт, он показывает ее толпе, но из перерезанной шеи не брызжет кровь! Шокид! Просвещенные европейцы двадцать первого века знают, что из артерии должна хлестать кровь со страшной силой. А кровь не брызжет, что снижает достоверность повествования.
Кроме того, при повторном просмотре все-таки можно увидеть фотомонтаж. Только нужно очень приглядываться, и знать, куда и когда смотреть. Впрочем, Эдисону это было и хорошо. Another 25 cts.
Нельзя не казать, наконец, и о том, что первый фильм, с гарантией привлекший внимание публики, был сопряжен с кровью, насилием, убийством и т.п. Природа человеческая не меняется, вдумайся в это, читатель, и тебе станет не по себе.