Владимир Гордеев:
Квентин Крисп – королева-мать всех английских геев
В документальном фильме Стивена Фрирза "История английского кино", вышедшего в рамках проекта британского киноинститута "Век кино", гости Фрирза – ведущие английские критики и режиссеры (все как один перебравшиеся в Голливуд) – весьма скептично отзываются о национальном кинематографе. Они сходятся во мнении, что именно британское телевидение порождало таланты и было полем для экспериментов, тогда как кинематограф находился в тени Голливуда и вообще представлял собой довольно жалкое зрелище. В 1975 году именно телеканал Thames Television (я помню неделю "Темз Телевижн" на первом канале в советское время) решился экранизировать автобиографическую книгу Квентина Криспа "Обнаженный служитель общества", – кстати, сам Крисп хотел озаглавить ее "Как я царил в преисподней". После переиздания этих мемуар на волне успеха фильма Крисп стал гей-иконой. Он организовал театр одного актера, жеманничал на театральных подмостках Британии, снялся в малобюджетной постановке "Гамлета" Королевского колледжа искусств, потом, как это водится у англичан, поехал завоевывать США. Будучи неутомимым эскгибиционистом, Крисп привлекал к себе всеобщее внимание, и в конце концов превратился в настоящую легенду – "королеву-мать всех английских геев". Между прочим, в 1992 году Квентин Крисп сыграл королеву Елизавету I в экранизации романа Вирджинии Вульф "Орландо" (реж. Салли Поттер). Посмотрите на фотопортрет Криспа: а ведь можно найти сходство между ним и нынешней королевой Англии, Елизаветой II, – это седые волосы и наличие головного убора.
Что касается фильма "Обнаженный служитель общества", то он представляет собой "обычный" телевизионный биографический фильм о "необычном" человеке и выделяется разве что тематикой, да яркой игрой Джона Хёрта (эта роль прославила его). Крисп, родившийся в 1908 году, с младых ногтей начал вертеться перед зеркалом. Позже он сформулирует для себя: "эксгибиционизм – это наркотик". Будучи геем, он довольно быстро находит себе подобных и становится хастлером. Крисп всю жизнь выставлял себя напоказ: крашеные локоны, ногти, масса косметики. Его не могли сбить с толку даже побои, наносимые гопниками в темных переулках, ненависть окружающих и судебные притязания. Его демонстративность – это демонстративность Чацкого, который вел себя так, как считал нужным, и плевать хотел на царящие в обществе правила поведения.
Фильм передает ироничность повествования Криспа, и вот эта вот "интеллектуально-ироничная" манера впоследствии станет визитной карточкой литературы, выходящую из-под перьев писателей-геев. Лучший пример тому – тексты знаменитого Стивена "Дживса" Фрая. По правде говоря, их совершенно невозможно читать, от них реально тошнит. Впрочем, эта педерастическая игривость часто вклинивается и в "гетеросексуальную" литературку – в таком стиле пишет, например, Иржи Грошек, и его тексты тоже невозможно читать. Ну и на этой жизнеутверждающей ноте, пожалуй, всё, – потому что мы тут не книжки обсуждаем.