Первый фильм Бунюэля, снятый на американские деньги и на английском языке (вторым стала кинокартина "Девушка"). Режиссер признавался, что очень любит эти два фильма. "Робинзон Крузо" имел неплохие кассовые сборы, однако экономически безграмотный Бунюэль, к тому же не имеющий собственного агента и адвоката, получил более чем скромный гонорар – 10 000 долларов. Фильм попал в шорт-лист лучших фильмов, номинированных на премию BAFTA , а Дэн О’Херлихи, сыгравший Крузо, был номинирован на премию "Оскар". Интересно, что фильм получил 6 премий "Ариэль", раздаваемых мексиканской киноакадемией, причем О’Херлихи не оказалось даже в списке номинантов. Патриотически настроенные мексиканцы проигнорировали артиста из соседней страны, зато наградили "Ариэлем" Хайме Фернандеза за роль Пятницы.
Несмотря на то, что Бунюэль любит этот фильм за какие-то свои переживания, испытанные во время съемочного процесса, и за новый, свежий, интересный опыт работы с американскими сценаристами и оператором, мне, как зрителю, любить его не за что. Совершенно банальная экранизация классического приключенческого романа, слабо запоминающаяся и нисколько не цепляющая. Незамысловатое, усредненное цветное кино, где об авторском почерке Бунюэля напоминает лишь бредовый сон Робинзона. Герою, в молодости покинувшему отчизну ради приключений, мерещится его отец: старик задорно глумится над непутевым сыном, мечущимся в горячке. Также можно отметить короткий и блестящий богословский спич Пятницы, в полтычка разбивающий веру Робинзона в господа Бога, – веру, которая помогала ему не сломаться на протяжении многих лет. Вот, пожалуй, и всё.
Зато при просмотре этого достаточно неполиткорректного (по нынешним меркам) фильма выявляется характерная деталь. По сюжету Робинзон Крузо является не юным сорванцом-искателем приключений, а деловым человеком, который поплыл в Африку за рабами для своей плантации. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть лидерские качества героя, его авторитетность. Дальнейшее развитие событий показывает, что негры – это дикари, люди второго сорта, даже если обучаются английскому языку и умеют нажимать на курок. Бунюэль не был гуманистом, а в данном случае, наступил на горло своей фантазии: он показывал негров так, как их видел сам и как их видели другие белые.
То же самое, впрочем, касается и Даниэля Дефо. Естественно, что каждый писатель пытается вжиться в своего персонажа, представляет себя на месте своих героев. Классики, представляя себя на месте черных дикарей, заставляли их обожествлять белого человека (то есть, по сути, себя). Сейчас ситуация изменилась. Черные встали вровень с белыми. Но что происходит, когда автор приключенческого романа пытается вжиться в белого персона? Белый человек, встретив божью тварь с другим цветом кожи, неизменно считает его своим рабом. А если вдруг существо, встреченное белым человеком, обладает сверхъестественной силой (гром-палкой), то для белого человека это отнюдь не бог, а дьявол, чудовище, порождение ада, которое необходимо победить. Почему-то авторы неизменно отказывали в этом стремлении цветным персонажам. Писатели-гуманисты наделяли цветных всяческими благодетелями, но совершенно отказывали им в авторитарности и стремлении к победе. Занятно.