Непременно посмотрите этот фильм Джармена, если хотите увидеть, как два здоровых рыжеволосых мужика танцуют вальс и целуются под песню Анни Леннокс. Я чувствую себя вторгшейся на чужую территорию, ведь мне ближе травестия, некая текучесть трикстера, теряющего свой пол, и андрогинность, в которой вопрос пола размыт. Джармен же относится к тем режиссерам, для которых гомосексуализм — это не игра, не яойные голубоватые анальные игры, утопающие в розах, а конкретика, грубые поцелуи волосатых самцов, прямолинейная тяга. Однако для таких, как я, здесь есть Тильда Суинтон. "Эдуард Второй" — это авангардная постановка пьесы о короле, вступившем в конфронтацию со знатью из-за излишней тяги к своему фавориту Гавестону. Он развлекается с другом и любовником, сгорая от страсти и игнорируя предупреждения. Королева Изабелла, холодная бестия, оказывается отвергнута, а Гавестон творит непотребства, наслаждаясь тем, как подчиняет короля. Долго, конечно, это продолжаться не могло. Король Эдуард завершил свои дни печально — умер с раскаленной кочергой в заднице. Джармен рассказывает об этой драме с интонациями Кена Рассела.
У фильма отменный оператор. Тильда Суинтон очень красива, зато все остальные похожи на конопатых смердов, выспренно говорящих старомодными стихотворными фразами о любви, страсти и политических интригах. Главная соль повествования — полное падение в страсть. Эдуард не способен думать ни о чем кроме Гавестона, в его мыслях один Гавестон, Гавестон ухмыляется мерзкой крысиной ухмылкой и издевается над придворными, Гавестон участвует в знаменитой "гусенице", Гавестон голый скачет на троне. Смотреть на это несколько утомительно, однако Джармен чередует мучительные любовные объяснения с авангардными вставками — то танцами, где мужчины весело кружатся, взявшись за руки, то выходом короля в пиджаке на фоне виолончелисток, то монологом Изабеллы. У Изабеллы нет шансов в гомосексуальном королевском мире, и даже ее маленький сын примеряет шляпы и серьги матери. Да и сама она слаба, готова сдаться на милость любого победителя, пусть даже развратника-Гавестона.
Еще мне понравилась сцена, в которой Гавестон покидает дворец, проходя через шеренгу давно ждавших его падения святош. Они плюют на него, а Гавестон только больше ярится, бормоча что-то под нос и походя на злобного тролля. В целом же "Эдуард Второй" представляет интерес только для фанатов Джармена и Суинтон.