Феликс Зилич:
Рецензия на фильм "Мир, плоть, дьявол"
Про что? В тот момент, когда началась Третья Мировая, шахтер Ральф Бартон находился на рабочем месте, то есть глубоко в забое. Подземный схрон защитил негра от адского выброса, и он оказался единственным, кто выжил после ядерного удара. Единственным во всей Пенсильвании или даже во всех Штатах.
Путешествуя по обезлюдевшей стране, Бартон добрался до Нью-Йорка, где нашел еще одного уцелевшего – молодую блондинку Сару Крэндалл. Ральф и Сара быстро подружились. Но только “подружились” и ничего больше, ведь она – белая, а он – черный, что подумают люди. На самом деле, девушка не возражала против секса — тупил шахтер, правила расовой сегрегации сидели в его голове слишком глубоко.
Однажды эти правила пришлось срочно подвинуть, когда в рае для двоих появился третий – белый англосакс Бенсон Такер, подонок и шовинист. Третий быстро сообразил, что ради нормального продолжения человеческого рода Ральф Бартон должен умереть.
В чем фишка? Это фильм не про пост-ядер, а про расизм. Точнее, в первую очередь – это фильм про расизм и только потом – фильм про пост-ядер. Если зрителя сразу об этом не предупредить, то он начнет психовать и нервничать. Не дай бог – возьмет в руки винтовку или биту и побежит на улицу негров убивать.
Почему? Потому что по стандартам 2009 года главный герой нереально тупит и это бесит даже обдолбанных флегматиков.
Эффект неуверенности и недосказанности возникает в фильме не случайно. В 1959 году снимать кино про межрасовые отношения было делом чересчур опасным, и певец Гарри Белафонте, бывший не только исполнителем главной роли, но и продюсером картины, прекрасно это понимал.
Никаких объятий и поцелуев на экране — мы не хотим, чтобы зрители сжигали кинотеатры.
Из-за подобного ограничения секс пробивался в кадре в самых неожиданных местах. Вот, для примера, сцена стрижки – главный герой обрезает волосы главной героини. Аллегория очень прямолинейная, даже излишне прямолинейная.
Ну и как? Если игнорировать страдания влюбленного негра, то кино хорошее. Любой выживальщик или ганофил должен его оценить.
Во-первых, перед нами самый первый фильм про last man standing. Главный герой – полфильма один во всем Нью-Йорке: пустынные улицы, брошенные машины, разграбленные магазины. Куда делись трупы – не знаю, но герой об этом тоже не думает. Просто ходит по оружейным лавкам и расстреливает манекены.
Во-вторых, финальный поединок черного и белого – вообще красота. Напоминает обычную дуэль снайперов из фильмов про Сталинград. Двое мужчин бегают по безлюдным улицам и крышам Нью-Йорка, стрейфятся и фигачат друг в друга из винтовок.