Режиссер:
Кинг Видор. Сценарий — Айн Рэнд по роману "Источник", оператор — Роберт Беркс, музыка — Макс Стайнер.
В главных ролях: Гэри Купер, Патриция Нил, Рэймонд Мэсси. В ролях: Кент Смит, Роберт Дуглас, Генри Халл, Рэй Коллинз, Морони Олсен, Джером Кауэн и др.
Интересные факты о фильме:
- Айн Рэнд согласилась писать сценарий на условии того, что он будет перенесен на экран как есть. В итоге она была очень разозлена, когда узнала, что речь Рорка на суде была значительно сокращена, т.к. ее нашли длинной и обескураживающей, тем более, что исполнитель роли Рорка ее не понял.Версия для печати
Прекрасный духоподъемный фильм про торжество индивидуализма. Категоричность Айн Рэнд очень органично накладывается на диктаторскую голливудскую эстетику и режущую глаза буквальность кинематографических приемов. Ко всему прочему, у Рэнд незатасканные диалоги, и фоновая любовная история за счет этого смотрится великолепно. Это не монументальный "Атлант", но все же вещь очень зажигательная. История о том, что лучше уничтожить свое творение, чем позволить безвкусным глупцам добавлять туда что-то, что им кажется необходимым. Рассказ о том, что даже испорченный человек может измениться, глядя на сильную, волевую личность перед собой, но иногда до победы не хватает всего одного шага. Мощная, хотя и немного напыщенная драма, оставляющая желание говорить громоголосное "нет" всем, кто попытается тебя прогнуть. Каждый, кого порицающе называли "эгоистом", найдет у Айн Рэнд отпущение грехов, но в "Источнике" несгибаемым характером наделен творец, что вызывает симпатии любого.
Архитектор Рорк делает слишком вызывающие, минималистичные здания, не идет на поводу желаний большинства и не хочет украшать свои проекты рюшками потому, что того требует общественный вкус. В итоге вскоре он оказывается без заказов и вынужден устроиться простым рабочим в каменоломню, где знакомится с местной независимой красавицей мисс Франкон. Вскоре он получает вызов в город от человека, который не боится общественного мнения и желает получить здание по вкусу. Несмотря на ненависть окружающих, небоскребы Рорка возносятся к небесам. Но Рорк терпелив — у него мало заказчиков, но они есть, он способен ждать. С настоящей проблемой и необходимостью противостояния он сталкивается тогда, когда соглашается на предложение мэйнстримного архитектора Китинга, который предлагает Рорку смоделировать сложный и масштабный проект, позволив поставить под ним имя Китинга. Рорк не против. Его интересует не слава, а факт существования здания, рабочий процесс. Однако его требование — не вносить в проект никаких изменений. Когда же он видит, во что превращается комплекс в итоге, в ход идет динамит.
Все романы Рэнд — это противостояние талантливого одиночки бесполезному, глупому, аморфному большинству. Альтруизм для нее синоним паразитизма, жертва — синоним слабости. Противоположности индивидуальное-коллективное до крайности заострены. Предприимчивые бизнесмены превращаются в античных богов, а любой намек на поддержание слабого воспринимается как оскорбление. "Падающего толкни". Та же линия ведется и в "Источнике", есть тут и своя "речь Джона Голта", которую проговаривает на суде Рорк. Собственно, суд у Рэнд — это не уголовный суд, а суд над идеологией, над выскочкой-эгоистом, некое абстрактное "собрание парткома", которому она придает демонические черты. На киноэкране и в романах это смотрится очень органично. Невозможно не оценить бешеную энергию Рэнд как литератора, она вызывает у меня искреннее восхищение.
Но "Источник" еще глубже, потому что несет в себе две дополнительные драматические линии. Самая интересная связана с газетчиком Гейлом Вайнандом. Вайнанд возглавляет кампанию по уничтожению Рорка, что приводит архитектора к краху. Однако позже он женится на Доминик Франкон, сбежавшей от пугающего ее притяжения Рорка. Доминик нравится архитектура Рорка, и Вайнанд решает подарить жене загородный дом руки мастера. Когда он встречает опального архитектора, тот ни словом, ни жестом не напоминает о том, что Вайнанд когда-то заставил его корячиться в каменоломнях, и газетчика это впечатляет. Странным образом это становится "началом прекрасной дружбы". Принципиальность, суровость, терпение и внутренняя сила Рорка вызывают симпатию Вайнанда. В момент очередной травли архитектора Вайнанд забывает про выгоду и поддерживает Рорка до тех пор, пока из его газеты не начинают сбегать работники. Очень мощная линия.
Вторая драма касается любовного треугольника Вайнанд-Доминик Франкон-Рорк. Франкон выходит за Вайнанда просто потому, что знает, что никогда его не полюбит. Такой расклад ее устраивает — она не хочет ни от кого зависеть, ее пугает сила страсти, которую вызывает в ней Рорк, так что она скрывается от него. Вайнанд же влюблен в жену, он хочет ее порадовать — и приводит в дом Рорка. При этом Доминик не может немедленно оставить его ради Рорка потому, что Вайнанд начинает меняться, он испытывает свою прочность, его нельзя не поддержать, к тому же между мужчинами завязывается дружба. А если между мужчинами завязывается дружба, женщина всегда в пролете. Эта страшная истина, продемонстрированная мне в юности рассказом Борхеса про двух братьев, убивших женщину, к которой они ходили по очереди, отчасти действует и здесь. Доминик безумно любит Рорка, но тот больше думает о зданиях и партнерстве. В итоге Доминик должна играть добрую женушку и разливать напитки, хотя все ее симпатии совершенно определенны. Эта проблема в конце решается Рэнд, которая не может не наградить альфа-самца альфа-самкой, но драматический накал ощущается. Некоторые сцены довольно жестоки. Рорк делает с Доминик примерно то же, что V сделал с Иви, хоть и иначе.
Еще в "Источнике" неожиданно прекрасная концовка. Доминик (кстати, великолепно изображенная Патрицией Нил) садится в лифт, теперь она уже миссис Рорк — и лифт несет ее вверх, туда, где стоит архитектор, спроектировавший очередной дерзкий проект. Лифт все едет и едет, окружающие здания становятся маленькими, от высоты захватывает дух. Человеческое упорство и желание достигать невозможного одерживает верх, и зритель взлетает на вершину памятника человеческой гордыне вместе с Доминик.