Режиссер:
Отто Преминжер. Сценарий: Джей Дрэтлер, Сэмюэл Хоффенстайн, Элизабет Рейнхарт, Ринг Ларднер мл. (по одноименному роману Веры Каспари), Операторы: Джозеф ЛаШелл, Композитор: Дэвид Рэксин.
В главных ролях: Дана Эндрюс, Джин Тирни, Клифтон Уэбб, Винсент Прайс. В ролях: Джудит Андерсон, Сай Кендалл, Грант Митчел, Дороти Адамс.
Награды: "Оскар" — лучший оператор (в черно-белом цвете)..
Интересные факты о фильме:
Портрет Лоры, который висит в ее квартире, написан маслом поверх фотографии.
Первоначально на роль Лоры была избрана артистка Дженнифер Джонс.
Музыку должен был писать Альфред Ньюман, но у композитора не нашлось времени. Потом из проекта выбыл Бернард Херрманн, и только тогда пришел Дэвид Рэксин, написавший за уикэнд бессмертную "Laura theme". Интересно, что эту тему он назвал поначалу "Джуди" — в честь актрисы Джуди Гарланд.
Планировалось, что рассказчиками (нарраторами) последовательно будут выступать Уолдо, Марк и Лора. В результате остался один Уолдо.
В 2008 году Американский киноинститут поставил "Лору" на четвертое место в хит-параде величайших детективов в истории кино.Версия для печати
"Лора", один из самых знаменитых детективных фильмов в истории Голливуда, смотрится на одном дыхании, и оттого кажется, что сделан он с легкостью необычайной: словно ангел положил ладонь на плечо каждого человека, работавшего над проектом. Но это не так. "Лора" рождалась тяжело. Отто Преминджер, австрийский театральный режиссер, по прибытию в Голливуд (это произошло в 1935 году) начал работать на "ХХ век – Фокс" в качестве продюсера и постановщика фильмов категории Б. Ничего интересного ему снять не удалось, а ссора с основателем Fox Дэрилом Зануком и вовсе вышибла его из режиссерского кресла. Тут стоит заметить, что "золотая эра" Голливуда была построена на многолетних кабальных контрактах, и Преминджеру ничего не оставалось, кроме как "мотать" семилетний срок исключительно в качестве продюсера, – Занук прямо заявил, что пока он стоит у руля Fox, Преминджер ничего снимать не будет. Несколько продюсерских проектов Преминджера были отправлены в утиль, однако сценарий "Лоры" по роману Веры Каспари Занук счел небезынтересным и дал зеленый свет. Разумеется, фильм должен был быть категории Б.
К работе над сценарием привлекли сразу несколько сценаристов, после чего сторилайн изменился до неузнаваемости.
Роль Лоры должна была играть Дженнифер Джонс, собственноручно отобранная Зануком, но актриса отказалась, – так же как и Хеди Ламарр. Тогда в фильм пригласили известную фотомодель Джин Тирни.
Занук начал искать постановщиков. Он предлагал снимать фильм Уолтеру Лэнгу и Льюису Майлстоуну, однако те, будучи приятелями Преминджера, отказались. Они-то прекрасно знали, что Преминджер очень хотел снять этот фильм сам. В конце концов, Занук остановил свой выбор на Рубене Мамуляне (режиссер армянского происхождения, уроженец Тифлиса, уехавший из России в 1918 году).
Действие картины происходит в Нью-Йорке. Там же ее и снимали. Преминджер постоянно пытался прибрать контроль над постановкой к своим рукам. Его раздражало то, как работает Мамулян, и когда Занук во время своей очередной деловой поездки посетил Нью-Йорк, он пригласил босса на съемочную площадку и показал отснятый материал. Киномагната в первую очередь взбесил Дана Эндрюс (выбранный Преминджером на роль детектива МакФерсона). "Это не сыщик, а покладистый школьник", – презрительно заметил Занук. Позже он счел непригодными мизансцены, операторскую работу и вообще стиль киноленты. Преминджер охотно поддакивал. В конце концов, скрепя сердце, Занук уволил Мамуляна и отдал фильм на поругание напористому австрийцу.
Преминджер избавился не только от всего отснятого материала, но и от оператора Люсьена Балларда, приглашенного Мамуляном, и даже от портрета Лоры, написанного женой Мамуляна специально для фильма (этот портрет должен висеть в квартире Лоры). Портрет казался Преминджеру слишком "нереалистичным", поэтому новый был выполнен маслом по фотографии.
И вот что удивительно: дьявольские козни Преминджера породили шедевр, не только лучший фильм в карьере австрийца, но и вообще один из лучших голливудских нуаров.
После этой краткой предыстории можно перейти непосредственно к сюжету, плавно меняющемуся жанровую направленность с детектива на мелодраму, и наоборот. Лейтенант Марк МакФерсон расследует дело об убийстве молодой и красивой девушки Лоры Хант. Старт истории начинается в квартире известного журналиста и радиоведущего Уолдо Лидекера. Он же выступает "двойным рассказчиком". Ему принадлежит закадровый голос, и он же рассказывает МакФерсону историю появления Лоры в Нью-Йорке (в фильме присутствует ретроспекция). Дав показания МакФерсону, Уолдо увязывается за ним. Они вместе обходят друзей и знакомых Лоры, в том числе здоровенного, но мягкотелого бабника Шелби, который в конце недели должен был жениться на Лоре. Уолдо и Шелби – враги, поскольку оба были влюблены в Лору. Но вскоре они начинают ненавидеть и Марка, ибо тот влюбляется в прекрасный образ Лоры, представленный в красочных описаниях Уолдо и во всеобщем обожании, которым Лора была окружена…
Фильм "Лора" – очень своеобразный film noir. В первую очередь, за счет нетривиального образа "роковой женщины". Лора умна и восхитительно непорочна… Ах, эти глаза с поволокой, одновременно томный и невинный взгляд… Однако, ее красота не смертельна и не опасна, за красивым фасадом отнюдь не прячется зло, – здесь Преминджер очень удачно обыгрывает стереотипы стиля "нуар".
Но формально Лора – "роковая женщина". Точно так же как Иисус Христос – "роковой Господь", который ничуть не виноват в кровопролитных крестовых походах и злодействах Святой инквизиции. Святость, красота и непорочность сеют вокруг себя смерть и ужас, потому что каждый стремится припасть к чудодейственному источнику благодати, при этом стараясь посильнее пнуть конкурента.
Поскольку мало кто смотрел фильм "Лора", я на этом заканчиваю. Смотрите фильм, – он великолепен, а лишние слова ведут к лишним спойлерам.