ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Агнец божий / Agnes of God (1985)


Агнец божий
Средняя оценка: оценка: 2.5
1985. США. 98 минут.
Жанр: детектив.

Режиссер: Норман Джуисон.
Сценарий: Джон Пилмейер (по собственной пьесе),
Оператор: Свен Нюквист,
Композитор: Жорж Делерю.

В главных ролях: Джейн Фонда, Энн Бэнкрофт, Мэг Тилли.
В ролях: Энн Питоняк, Уинстон Рекерт, Гратьен Желина, Гай Хоффман.

Награды:
"Золотой глобус" — лучшая актриса второго плана (М.Тилли)..

Интересные факты о фильме:

В спектакле "Агнец божий" роль Мириам исполняла Джеральдина Пейдж. Она же была одной из претенденток на эту же роль в кинофильме, но режиссер и продюсеры выбрали Энн Бэнкрофт. По иронии судьбы, обе артистки были номинированы в следующем году на "Оскара", но Пейдж его получила (за роль в фильме "Поездка в Баунтифул"), а Бэнкрофт (за роль в "Агнце божьем") — нет.

Героине Джейн Фонды в кадре постоянно приходится курить при том, что Фонда является убежденной противницей табакокурения. Ей приходилось смолить травяные сигареты без содержания никотина.

Театральная премьера спектакля по пьесе Джона Пилмейера состоялась 30 марта 1982 года. За игру в этом спектакле Аманда Пламмер получила приз "Тони".

Версия для печати

Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Агнец божий", или вера от противного

оценка: 2.5

Самое восхитительное в фильме был перевод названия. Оригинальное Agnes of God действительно задаёт мысли определенное направление, создает посыл, с которым впоследствии, при просмотре, надо будет согласиться или нет. А они переводят: "Агнесса божья". Я ушам не поверила, и после не ждала уж ничего адекватного.

Нам показывают тихий женский католический монастырь в провинции. Черно-белые дамы поют псалмы, как соловьи, и аккуратно молятся, подрагивая чётками с пятью десятками бусин Розария. А потом неслышно, как привидения, разносятся по кельям после команды "отбой". Прекрасно управляет сестрами настоятельница Мириам. Однако этой ночью не спать ей спокойно: страшный крик раздается в тишайшей монастырской ночи, и испуганные сестры неловко выбегают в коридор. Кричит в своей келье самая младшая монахиня, девица Агнесса, и ворвавшаяся к ней Мириам обнаруживает ту на полу, всю в крови. Рядом стоит корзина для мусора, полная окровавленных простыней, и пока сестры пытаются помочь Агнессе, Мириам что-то ищет под теми простынями, и находит — задушенного младенца.

Вот, честно говоря, я бы на этом месте и остановилась, но меня прельстил персонаж — судебный эксперт, психиатр Марта. Марту играет Джейн Фонда, и роль у нее получается просто катастрофически правдоподобная, вот честно, аж страшно смотреть. Суд-мед-эксперт, живет с котом, есть друг-любовник следователь, с которым Марта встречается. Характер у нее сложный — она ироничная, вспыльчивая и строгая одновременно, она логик и аналитик, при этом еще и хороший человекознай, что невозможно без того, чтоб быть человеколюб. В общем, женщина она — хорошая и "стержневая". Поэтому мне стало очень интересно посмотреть, как она разберется с этим не стоящим выеденного яйца делом.

А зрителя тем временем пугают иными реалиями, провожая вслед за Мартой в стены монастыря св.Марии Магдалены. Вот представьте, что хотел бы сказать читателю Достоевский, если бы написал роман о преступлении и наказании, где преступница — Агнец божий, а женщин, борющихся за ее спасение, зовут Марфой и Марией? Никогда бы он ничего подобного не написал, разве только из ядовитого сарказма. Но так как мы имеем дело отнюдь не с Достоевским, то даже сарказма не получается, а одни только щекотки павлиньими перьями. Мириам сразу начинает заигрывать с Мартой: чуть ли не подмигивая, сообщает о том, что раньше курила как паровоз, да и вообще не чуралась ничего человеческого, так что давай, Марта, рассказывай рубахе-парню Мириам, что тебя сюда привело. Однако Марта не купить одним разрешением курить в кабинете настоятельницы, она знает свои права и гнет свою линию: дайте поговорить с Агнессой и заценить ее состояние. Куда девается сразу рубаха-парень! Мириам с пол-оборота принимается кричать и гневаться, но Марфа и Мария друг друга стоят, поэтому встреча с Агнессой состоится немедленно.

Личность Агнессы — это как бы икс. Я думала — сейчас посмотрю на нее и всё станет понятно. И действительно: перед нами совершенный даунёнок, солнечный и прекрасный, который ничерта не помнит и говорит с ангелами. Однако в даунёнке червоточина. Сначала Агнесса кротко сообщает, что любит всех людей на свете, но стоит Марте настойчиво задать вопрос о ребёнке, Агнесса принимается рыдать, орать и махать руками. Надо Димочку Савочкина спросить, что это значит: слащавое сюсюканье, чередующееся с шумными вспышками агрессии, членовредительство, конфабуляции, отказ от любой внешней информации, анорексия... Весь коллективчик монастыря тоже ведет себя довольно неровно и истерично. Возможно, в этом нет ничего удивительного. Любой герметичный женский круг рано или поздно превращается в бухгалтерию с своими кознями, плохим настроением и месячными в один день. Как только я задумалась, на что бы мне хотелось победоносно списать все проблемы данного монастыря... Был только один вариант, над которым постаралась настоятельница Мириам, это герметизация и создание негативного образа окружающего мира. Таким образом она как бы транслирует на сестер (в частности — Агнессу) свой негативный опыт и тут же от него защищает, в духе "не ошибается тот, кто ничего не знает, никуда не ходит и ничего не делает". При этом сама Мириам отлично ориентируется во внешнем мире со всеми его машинами, магазинами и казенными домами. Понимаете, тут возникает вот этот ненавидимый мною запах наёбки, который может погубить любую, самую отчаянную и прельстивую выдумку. И тут же между Марфой и Марией происходит важный диалог на ту же тему. "Я узнаю в вас бывшую католичку" — говорит Мириам озлобленной Марте, — "что вам сделала католическая церковь?" Это плохой разговор, потому что такое начало должно спровоцировать либо скандал, либо снижение уровня дискуссии до степени ниже плинтуса, где настоятельнице, как духовному лицу, обретаться не должно. Марта тем временем отвечает честно: "Когда я была маленькая, при мне одна девочка попала в аварию, а монашка, что оказалась рядом, сказала — "Она умерла, потому что не молилась по утрам, и попадет прямо в ад! А еще монашки дразнили мои веснушки." Расскажу вам известную мне правду: религиозность в женском исполнении именно такова: жалкая, грубая и бесцеремонная, при этом тщеславная, словно истина в последней инстанции. Марта, как человек мирской, пытается жить по законам справедливости и вежливости, поэтому ей претят подобного рода выходки, и она с детства злопамятно держит свою обиду наготове. Мириам выбирает путь "нижеплинтуса": "Вы поссорились с католической церковью из-за веснушек?" — спрашивает она Марту, они обе смеются, идут курить сигареты и в весёлом разговоре потешаются, выдумывая, кто из апостолов какое курево предпочёл бы, если бы тогда уже знали о табаке. Это единственное светлое место в фильме.

Тем временем элой Агнесса продолжает нести прекрасную чушь и развлекаться самобичеванием. Ничего внятного кроме "я — ошибка" из нее вытянуть не удается. Агнесса меня бесит и я уже жду — не дождусь, когда ее выведут на чистую воду. Марту поджимает какая-то католическая комиссия, у нее всего денёк на дознание, и она проводит с Агнешкой гипноз, причем дружелюбная ранее Мириам процедуру не одобряет. Мол, не дам чистую душу на потрошение, хочу верить в чудо в наш бесчудный век, пусть болтает об ангелах и непорочных зачатиях, это хоть видимость чуда создает! Да, не было у Мириам в келье ТВ-3, пришлось ради удовлетворения своей мистичности впасть в ересь, причем этой ересью заразить и ни в чем не повинную Марту.

Дело действительно оказалось совершенно не интересным.

Финал фильма так же прекрасен, как и перевод названия. После суда слабоумную детоубийцу препроваживают на вечное поселение в тот же монастырь, где она обреталась до этого, и вслед ей несётся прочувствованный текст, произносимый грустной Мартой: мол, я буду помнить Агнессу, ее веру, непорочность и чистоту, и надеюсь, что в этом стрёмном мире со мной останется частичка ее души. Занавэс.

У меня осталось два вопроса после этого фильма. В древних духовных общинах принята определенная проверка новообращающегося, и заключается она в том, что новенького отвергают или отпугивают: строгостью правил, или тем, что он не подходит, или еще чем. Первый вопрос: не является ли христианское "хамство" отголоском старого обычая проверки? Гордыня — мать всех грехов, поэтому по ней и следует бить в первую очередь, сообщая новичку прямо или косвенно: ты не тот. Сначала научись всё прощать и класть на себя, а потом приходи. Заметьте, у большинства людей конфликт с религией возникает именно от того, что им сделали замечание в церкви. Ну не уссацца ли со смеху? Так что диалог у Марфы и Марии хороший, показательный, надо думать о нем. Второй вопрос — не является ли исключительная нелепость финальной речи Марты прямым указанием на то, что любая ошибка заслуживает прощения? Может, нужно в своем понимании справедливости совершить какой-то эволюционный скачок, отринуть непримиримость, чтобы приобрести иное зрение? Об этом тоже можно подумать.

А фильм так себе. На двойку с плюсом.

(24.11.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: