ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Человек на все времена / A Man for All Seasons (1966)


Человек на все времена
Средняя оценка: оценка: 4.5
1966. Великобритания. 120 минут.
Жанр: биографический / драма / исторический.

Режиссер: Фред Циннеман.
Сценарий: Роберт Болт (по собственной пьесе),
Оператор: Тед Мур,
Композитор: Жорж Делерю,
Продюсеры: Уильям Н. Граф, Фред Циннеман.

В главных ролях: Пол Скофилд, Уэнди Хиллер, Лео МакКерн, Роберт Шоу.
В ролях: Джон Херт, Орсон Уэллс, Сюзанна Йорк, Найджел Дэвенпорт, Корин Редгрейв.

Награды:
6 "Оскаров" — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, актер (Пол Скофилд), оператор, художник по костюмам.
7 премий BAFTA — лучший фильм, лучший британский фильм, сценарий, актер (П.Скофилд), художник, оператор, художник по костюмам.
4 "Золотых глобуса" — лучший фильм в жанре "драма", лучший драматический актер (П.Скофилд), режиссер, сценарий.
МКФ в Москве — лучший актер (П.Скофилд), специальное упоминание.
National Board of Review, USA — лучший фильм на английском языке, режиссер, лучший актер (П.Скофилд), лучший актер второго плана (Р.Шоу).
Laurel Awards — Golden Laurel.
Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший актер (П.Скофилд), лучший актер второго плана (Р.Шоу).
New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм, режиссер, сценарий, лучший актер (П.Скофилд).
Гильдия британских сценаристов — лучший сценарий..

Интересные факты о фильме:

Роль Томаса Мора предлагали Ричарду Бартону, но актер отказался. Зато об этой роли мечтал Чарльтон Хестон, однако, он не устраивал продюсеров (впоследствии Хестон сыграет Мора на театральных подмостках и в телефильме).

Драматург Роберт Болт предложил сыграть герцога Норфолкского Джону Хьюстону, но тот отказался.

В 1962 году актер Пол Скофилд, сыгравший Мора, получил престижнейшую театральную премию "Тони" за исполнение этой роли в театральной постановке по пьесе Болта.

Версия для печати

Владимир Гордеев: The King, aka Генрих Восьмой и лорд-канцлер Томас Мор

Человек на все времена оценка: 4.5

Ровно через неделю после просмотра "Царя" я совершенно случайно воткнул в DVD-плеер болванку с британской кинокартиной "Человек на все времена" (1966 год, режиссер Фред Циннеман). Я не имел представления, о чем этот фильм, знал лишь, что в свое время он искупался в золотых россыпях призов и премий, включая шесть "Оскаров" и аж целых два приза Московского кинофестиваля. Оказалось, что этот фильм, снятый по театральной пьесе английского драматурга Роберта Болта (спектакль с огромным успехом шел не только на подмостках лондонского театра "Глобус", но и на Бродвее), переносит зрителя примерно в те же времена, что и фильм Лунгина "Царь". То есть, в середину 16-го века.

Таким образом, случайно предоставилась возможность сравнить два фильма и две различные "парные биографии", художественно препарированные Ивановым с Лунгиным и Болтом с Циннеманом. Ведь судьба Томаса Мора зависела от короля-деспота Генриха Восьмого не в меньшей степени, чем судьба митрополита Филиппа – от самодержавного чудовища Иоанна Грозного. Поставив перед собой задачу сравнить оба фильма, я, поразмыслив, почти отказался от этой затеи. Для этого потребовалось бы слишком много времени и усилий, да и ни к чему такой анализ в небольшой "экраночной" рецензии, посвященной конкретному фильму. Отмечу лишь (для начала), что камерная пьеса Болта дает гораздо более широкую панораму общественной жизни Англии того времени, чем камерный сценарий Иванова, сфокусированный исключительно на конфликте двух персонажей – Иоанна IV и друга детства Филиппа, назначенного им митрополитом.

Название фильма Лунгина изначально звучало гораздо более достойно – "Иван Грозный и митрополит Филипп", но потом, на потребу публике, трансформировалось в более размытого "Царя". Однако и просмотр подтверждает, что центральным, ключевым персонажем в фильме является царь. В этом заключается принципиальное отличие фильма Лунгина от фильма Циннемана и, скажем, от "Андрея Рублева", вышедшего в том же, что и "Человек на все времена" 1966 году. Взоры масс всегда направлены на Особо Важную Персону. Такова особенность толпы, – будь то толпа зрителей или толпа, вышедшая на площадь. Соответственно, Лунгин показывает толпе то, что она больше всего хочет видеть — царя (формально никого важнее в монархическом государстве нет и быть не может).

Поэтому, грубо говоря, первым утверждением в фильме Лунгина становится: царь был плохим. И лишь вторым: Филипп был хорошим. Циннеман отодвигает царя в сторонку и показывает толпе Томаса Мора, – поэтому первым утверждением его фильма становится: Томас Мор был хорошим. И лишь вторым: король был плохим. В конечном итоге у зрителя складывается вот какое впечатление: Россия была ужасной страной, потому что ею правил ужасный царь, Англия была прекрасной страной, поскольку породила такого прекрасного человека как Томас Мор. При этом, и митрополита Филиппа, и Томаса Мора постигла совершенно идентичная участь. То есть, уже независимо от содержания фильма, на уровне названия и одной лишь аннотации (или синопсиса) формируется первоначальное зрительское впечатление, и не факт, что оно изменится к финалу фильма.

Даже несмотря на религиозность фильма Лунгина (в нем изображаются православные чудеса, а следовательно, режиссером подтверждается существование Бога, божий промысел и т.д.) — фильм пессимистичен. Очень легко может создаться впечатление, что русский народ исключительно плох, отвратителен и заслуживает кары (именно по этой причине Бог посылает России столь ужасного богопомазанника). Фильмы "Человек на все времена" и "Андрей Рублев" гораздо более гуманны. Делая центральными персонажами ярких, талантливых и, самое главное, гуманных людей, режиссеры возвращают зрителю утраченную или поколебленную веру в человечество.

Томас Мор, знаменитый автор "Утопии", судья, член английского парламента и спикер Палаты общин, в 1521 году был посвящен Генрихом VIII в рыцари за заслуги перед царем и государством. Кроме того, Мор удостоился почетнейшего титула от Папы Льва Х "Защитник веры" за манифест "В защиту семи таинств", написанный в качестве ответа реформатору католической церкви Мартину Лютеру (об этой исторической личности, кстати, в 2003 году был снят фильм "Страсти по Лютеру"). Очевидно, что Томас Мор исправно служил и английской короне, и католической церкви. В молодости он разрывался между церковной службой и общественной деятельностью и хотя в итоге избрал второе, он прекрасно разбирался как в каноническом праве, так и в гражданском. То есть, это был абсолютно просвещенный, эрудированный человек, с превосходными ораторскими способностями и, что не менее важно, твердыми принципами и убеждениями, исходящими, разумеется, из его непоколебимой веры в Иисуса Христа. Идти на компромиссы с совестью для Мора было невозможно: тем самым он купил бы себе билет в ад.

Конфликт между английским монаршим престолом и Святым престолом, возникший в 1529 году, засосал в себя, как в воронку, принципиальнейшего Мора и утопил его.

Этот конфликт возник на почве отказа Папы дать развод Генриху VIII и его жене, испанке Екатерине Арагонской (бывшей жене его умершего брата). Причиной развода была бездетность Екатерины. Кардинал и лорд-канцлер Англии Томас Уолси (его сыграл Орсон Уэллс) не смог добиться от Папы развода. Он призывал на помощь Мора, хорошо известного как в Риме, так и во всей Европе, но Мор не собирался идти поперек решения Папы. Всё, что он мог сделать, это молиться – чтобы Бог дал Тюдорам наследника. Неожиданно Уолси умирает, а перед смертью рекомендует назначить на свое место – место лорд-канцлера – Мора. Это становится его прощальной местью. Генрих VIII, испытывающий огромное уважение к Мору, искренне считающий его своим другом и единомышленником, охотно назначает его лордом-канцлером.

Новый пост открывает для Мора большие возможности. Его авторитет чрезвычайно высок и в Европе, и при дворе, и среди дворянства, и среди народа. И это притом, что Мор происходит из незнатного рода.

При всем своем интеллекте Мор, видимо, недооценил важности для короля вопроса о разводе. А также значимость лояльности. Занимая пост лорда-канцлера, Мор собирался славно послужить этой стране, но вышло иначе. "Государство – это я", как сказал Людовик XIV (хотя англичане приписывают этот афоризм королеве Елизавете).

Законы в стране устанавливает монарх. Генрих VIII разорвал, по его мнению, чисто формальные связи с римской церковью, а себя провозгласил Верховным главой англиканской церкви. Кроме того, парламентом, разумеется, пляшущим под дудку короля, был принят акт о престолонаследии, который признавал законными детей Генриха и Анны Болейн (об этой даме недавно вышел фильм "Еще одна одна из рода Болейн", который мы также рассматривали на "Экранке"). Оба акта (акт о супрематии и акт о престолонаследии) были обязаны подписать все английские рыцари, в том числе и сэр Томас Мор.

Мор торопливо подает в отставку и благородно рвет связи с друзьями. Уйдя в глухое молчание, то есть, не споря с королем, но и не поддерживая его, он остается чист перед законом. Он был бы чист и перед королем, если бы король обладал бесстрастностью бумаги, на которой законы пишутся. Но Генрих обладал взрывным, импульсивным характером и требовательным нравом, помноженным на практически безграничные возможности. Короля сыграл Роберт Шоу, и хотя внешне он мало похож на Генриха VIII, образ он раскрывает блестяще: целеустремленный, эксцентричный самодур, за внешней харизмой которого кроется что-то гнилое и очень опасное. Нежелание Мора помогать ему – личная обида, более того, вызов и подозрение в оппозиционных настроениях. В то же время, судебное преследование грамотного и умного юриста Мора – отличная возможность выдвинуться для всех карьеристов. Большая ирония заключается в словах, дважды повторяемых новым лордом-канцлером: "У нас не Испания – у нас Англия". В этой фразе заключен двойной смысл. Первый смысл заключается в том, что для Англии перед лицом Европы важно сохранить репутацию "цивилизованного государства", то есть, доказать измену Мора в судебном порядке. Ведь "молчание Мора гремит по всей Европе". В качестве противовеса предъявляется якобы "дикая" Испания, в то время – центр Священной Римской империи (40 лет назад в Испании закончилась реконкиста и государство стало крупнейшей католической страной в Европе. Собственно говоря, именно по причине давления со стороны Испании папа Климент VII отказывался дать Генриху VIII развод). Второй смысл гораздо более зловещ: у нас, в Англии, действуют свои законы и, поскольку ты подданный английского короля, за преданность папе ты можешь понести самое суровое наказание.

Юридическая неуязвимость Томаса Мора разрушается после клятвопреступничества его бывшего протеже Ричарда Рича (в его роли – молодой Джон Хёрт). Ради лакомой должности прокурора Уэльса Рич лжёт под присягой на суде, и Мор отправляется на плаху.

Робертом Болтом написаны прекрасные, хлесткие диалоги. Каждая сцена – это бой, опаснейшая игра. От столкновение разума с грубостью и хамством летят искры. Пол Сколфилд великолепен в роли Томаса Мора.

Название фильма – "Человек на все времена" – звучит, на первый взгляд, пафосно и даже довольно одиозно. Однако название говорит не столько о том, что этот исключительно честный и порядочный человек, Томас Мор, является идеальным примером для подражания всем и каждому, отныне и присно и вовеки веков, сколько о том, что Мор не имел склонности к "хамелеонству". Здесь, ради красивого визуального эффекта, Циннеман немножко похерил исторические факты: в тюремной камере Тауэра Мор провел чуть менее трех месяцев, после чего был обезглавлен, а в фильме показаны четыре долгих сезона, – и за все это время, мучительно тянущееся в ожидании смерти, Мор не изменил своим принципам. Фигурально выражаясь, он как ёлка – зимой и летом одним цветом.

(18.11.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: