Фильм ужасов "Сорум" — пожалуй, самый поражающий воображение зрителя фильм ужасов из всех фильмов ужасов в мире. Причём, воображение зрителя этот фильм ужасов поражает очень просто. Тем, что в нём нет ужасов.
Действительно, словосочетание "фильм ужасов" ("horror film" на англицком языке) употребляется по отношению к этому фильму везде, где о нём пишут: на киноведческих сайтах, в рецензиях, в списках дистрибьюторских компаний. Как Вы себе представляете "фильм ужасов"? Ну как. Фабульное такое кинцо. Жанровое. Где с какого-то момента появляются всякие твари (или всякие духи), которые творят всякие страшные вещи с людьми (или их заменителями), изливая при этом кровь и прочие жидкости из мучимых организмов. Ну, приблизительно так. Так вот, данное кино совсем не из этой оперы.
"Сорум" — это медитативная чернуха о жизни люмпенов в крупном мегаполисе, сродни позде-советской чернухе, только не в пример перестроечному кино, очень качественно снятая. Простой парень переезжает в только что снятую им квартиру на краю города. Квартира – чудовищная гостинка, до боли напоминающая наши, местные гостинки. Дом предназначен под снос, и большая часть жильцов уже выехала, но пока не прозвенел час "Ц", хозяин всё ещё сдаёт квартиру, и, вероятно, очень дёшево, вот парень её и снял. Парень – таксист, у него есть сосед – безумный писатель, который всю жизнь строчит роман про призраков, и соседка – продавщица в местном лабазе, муж которой нигде не работает, пиздит её по вечерам и отбирает все деньги. Ну и так далее.
Кино неторопливое и тягучее. Атмосфера в картина мрачная и давящая, но не более и не менее мрачная и давящая, чем атмосфера любой поздне-перестроечной драмы о жизни люмпенов. То есть страшного (в смысле, "как в фильме ужасов") в фильме нет ничего, и как бы даже ничего и не ожидается. Ну, ясно, что в конце все умрут от рахита и плоскостопия. Но это не страшно совершенно. Потому что жизнь, которую изображает нам автор, страшнее и безысходнее, чем любые фантасмагорические ужасы, которые могут придумать Эли Рот, Тоуб Хупер и Уэс Крейвен вместе взятые.
Постепенно в фильм входит новое измерение – мистическое. Но оно не представлено в картине какими-то отдельно функционирующими сущностями: призраками, там, или ходящими мертвецами. Оно просто есть. И как бы сопровождает персонажей фильма, держит их в этом мрачном, безысходном пространстве, не давая ни малейшего шанса на освобождение. И плавно подводя зрителя к мысли о том, что клетка, тюрьма персонажей находится у них в голове. И адские муки, которые они терпят – муки совести, и страшных воспоминаний, которые навсегда останутся с героями, что бы ни поменялось в окружающем их мире.
У фильма завораживающая концовка. В ней ничего не происходит. Она просто завораживает.