Перед постановщиком фильма-катастроф стоит одна задача: перещеголять другие фильмы-катастроф по зрелищности и масштабам разрушений. Роланд Эммерих знает толк в разрушениях. "2012" — исключительно зрелищный фильм, выгодно отличающийся от других фильмов Эммериха не только масштабностью, но и хорошим экшном, чего в прежних фильмах режиссера не наблюдалось.
Эммерих, похоже, серьезно прибавил в мастерстве. На пользу ему пошло и расставание с Дином Девлином. После фильма "Послезавтра" Эммерих начал сотрудничество с австрийским сценаристом-композитором Харальдом Клозером, и сюжеты его фильмов стали не то что более адекватными, но более динамичными – это точно.
Американское кино – это такая большая псарня, на которой водятся маленькие собачки, допустим, шпицы и пекинесы (артхаусное кино), и большие собаки типа сенбернаров и водолазов (блокбастеры). Для миллионов кинозрителей уже давно стало любимым занятием выискивать блох в огромных, неповоротливых сенбернарах Эммериха.
Я тоже поддался этому увлечению. Например, почему просветленный индус-астрофизик, обнаружив катастрофические "набросы" солнечной энергии на Землю и нагревание ядра, первым делом бросился звонить американскому коллеге, заседающему в Белом доме, а отнюдь не советникам "по ноуке", заседающим в индийском правительстве?
На первый взгляд, необъясним и поступок блогера-радиоведущего Чарли (Вуди Харрельсон), которому знакомы все тайны и правительственные заговоры. Он охотно делится своими находками с общественностью, но не сообщает самого главного: что в Тибете строятся корабли, на которых можно спастись! Он сообщает это только главному герою в исполнении Джона Кьюсака.
На самом деле, все это можно объяснить. Эммерих – сродни Найту Шьямалану. Все, что ни делается, делается ради достижения общей цели: развития сюжета и громкого эффекта.
География фильмов Эммериха забавно флюктуирует. Первым блокбастером, принесшим Эммериху огромный кассовый успех, стал "День независимости" ("Универсальный солдат" и "Звездные врата" в прокате провалились). "День независимости" — фильм сугубо американский, на это указывает и его название. Патриотизм фильма зашкаливает. Президент лично летает на истребителе и гасит злобных инопланетян. Однако это второстепенный герой. Для привлечение в залы афроамериканцев главным героем сделан чернокожий парень (Уилл Смит). Об остальных цивилизациях, избиваемых пришельцами, сообщают в основном экраны телевизоров (но, главное, сообщают!). В следующем фильме Эммериха, "Годзилле", негров нет. Эммерих осторожно протягивает руку в Европу и изымает оттуда главную кинозвезду того времени – Жана Рено. Фильм имел хорошие сборы, но сверхприбыли француз не принес, как и сама Годзилла – монстр, порожденный японцами. Эммерих тут же отдернул ручонку и быстренько забацал настоящий американский блокбастер – "Патриот", никому не интересный, кроме самих американцев. Фильм еле отбился в прокате, и Эммерих вернулся к разрушению мира. В фильме "Послезавтра" ставка делается не только на белую американскую аудиторию, но и на мексиканцев, которые в конце фильма благородно принимают бегущих от холодов янки.
Затем Эммерих и Клозер придумали "универсальный" сюжет. Так появился фильм "10 000 лет до н.э.", в котором никаких государственных границ в принципе не существует и все нации перепутаны. Конечно же, это хитро придумано, но как-то несолидно. Кому интересны пещерные люди?
"2012" – первый полноценный "мировой" блокбастер Эммериха после "Дня независимости". Сдается мне, он принесет создателям реальное бабло.
Во-первых, удачно избрана дата, аппелирующая к реальным фактам. Да, календарь майя действительно заканчивается на 2012 году, и да, на Солнце бывают вспышки. Во-вторых, в фильме масса локаций: Америка (включая Вашингтон, Йеллоустонский парк, Пазадену, Лас-Вегас), но также Индия, Тибет, Ватикан. Действие происходит на суше, под землей, под водой и в воздухе.
В числе активно действующих персонажей сразу два негра: президент США и его научный советник, разрабатывающий план спасения.
Кроме того, Эммерих использовал обкатанных Спилбергом в "Войне миров" персонажей. Кьюсак играет писателя-неудачника Джексона Кёртиса, работающего личным водителем русского олигарха. То есть, это простой человек, так же как и персонаж Тома Круза. У него двое детей: мальчик и девочка. Мальчик не слишком уважает отца. Джексон состоит в разводе. Он забирает детей и везет их развлекаться в Йеллоустонский парк. А потом пытается спасти свою семью. Чтобы зритель не заподозрил особого сходства этой сюжетной линии с "Войной миров" (хотя сходство – исключительное), Эммерих дает Джексону шанс спасти не только детей, но и жену, а также ее нынешнего мужа. Поскольку здесь налицо "любовный треугольник", то в финале фильма Эммерих решает эту геометрическую задачку с поистине прусской прямолинейностью: отправляет Гордона (мужа Кейт) перемалываться в подъемный механизм ковчега. Семья воссоздана в первоначальном виде и начинает жизнь в новом мире с чистого листа.
В фильме показан противный и нахрапистый русский олигарх ("море, расступись – говно плывет!") и симпатичный русский пилот. Семья олигарха и семья Кьюсака улетают из разрушенной Америки на отличном русском самолете "Антонов": олигарха преисполняет гордость за отчизну. К торпеде самолета приклеена православная иконка – видимо, в Голливуде наконец-то допетрили, что к работе над блокбастером, адресованным не только американской, но и мировой аудитории, стоит иногда привлекать консультантов. В общем, в "2012" нет того клинического идиотизма, какой можно встретить порой в голливудских фильмах типа "Идентификации Борна". Зато есть уместная ирония. Русский зритель отплатил Эммериху звонкой монетой – за первую неделю проката, пришедшуюся, правда, на школьные каникулы, – фильм собрал 16 миллионов долларов.
Итак, плюсы нового фильма Эммериха. Во-первых, спецэффекты, что само собой разумеется. Причем самым неожиданным спецэффектом становится внезапный и загадочный переход с пленки на цифру! Это происходит в кульминационной развязке, причем прямо посреди очередной сцены, то есть, с бухты-барахты. Я чуть не подскочил от неожиданности. Мне поначалу показалось, что в киноаппарате кончилась пленка, а поскольку рядом стояла цифровая камера, решили не прерывать съемочного процесса и снимать на нее. А потом смотрю: нет, Эммерих специально так сделал, чтобы придать сцене "утопления" главных героев побольше реализма и драматичности.
Во-вторых, отличный драйв. Повторюсь, такого драйва в фильмах Эммериха не было никогда: было много мельтешни и грохота, но драйва не было.
В-третьих, неожиданно здравый и циничный подход к теме, чего тоже прежде за Эммерихом не водилось (он всегда распускал слюни): если Земле и настанет капздец, то спасутся, в основном, властьимущие и денежные мешки.
Думаю, я указал достаточно причин, чтобы посмотреть фильм "2012", а о всех остальных фильмах Эммериха забыть как о страшном сне.