Режиссер:
Виталий Мельников. Сценарий: Виталий Мельников (по пьесе Александра Вампилова), Оператор: Юрий Векслер.
В главных ролях: Олег Даль. В ролях: Николай Бурляев, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырев, Геннадий Богачёв, Евгений Леонов.
Награды: Итак, Великая Теория Ферма — лучший актер (Олег Даль). .
Двухсерийный телефильм известного петербургского режиссера Виталия Мельникова, снятый по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", представляет собой мрачную психологическую драму с Олегом Далем в главной роли. Фильм долгое время не пускали даже в телевизионную ротацию. И, кажется, по одной причине: советский человек не должен видеть себя в зеркале. Искусство должно обольщать.
Даль играет довольно заурядного тридцатилетнего человека по фамилии Зилов, который просыпается с жуткого бодуна. За окном идет дождь. Этот унылый дождь размывает землю вокруг нового дома, где Зилову недавно дали квартиру. Эта грязь олицетворяет унылую, размазанную жизнь. В частности, Зилов не помнит ничего, что случилось накануне. Он совершает различные телефонные звонки, но может дозвониться только до одного своего друга – официанта Димы. Постепенно открываются некоторые факты: итак, Зилов проснулся в своей собственной квартире. Вчера он устроил банкет, и, видимо, набедокурил. Потом выясняется, что – нет, это был совсем не тот банкет, который он устроил в новой квартире на новоселье… с того банкета прошло довольно много времени... И тогда еще у него была жена…
Повествование начинается со злосчастного вечера, устроенного в свеженькой квартире Зилова. Типа, новоселье. Квартира — центр внимания.
Да, появилась квартира. Но, независимо от квартиры, жизнь Зилова угрюма, мрачна, безысходна. Потому что слабовольный, но игривый и привлекательный Зилов не только бегает за каждой юбкой, но и быстро устает от женщин. Женщины охотно кидаются ему на шею, но завоеванные дамы его утомляют, а от жизни он тем более давным-давно устал. У Зилова слишком мало хитпойнтов, чтобы уметь радоваться жизни. Зилов бредит утиной охотой, хотя с утиной охоты он всегда возвращается без трофеев… Он — лузер. Воспоминания Зилова всегда лучше реальности. Ныне – первый день отпуска, сегодня он должен отправиться на утиную охоту. Он тормошит свою похмельную память... Оказывается, до первого дня отпуска он успел, обливая собственное сердце кровью, избавиться от жены, от новоявленной невесты, от друзей и, возможно, от работы. А сегодня он успеет избавиться от собственного самоубийства.
Но единственное, чего он никогда не сможет сделать — так это сдвинуться с мертвого места, тогда места, которое ему определено социумом: воспитанием, привычками, собственным складом ума. Социум как судьба).
Совершенно безысходную задачку подкидывает Вампилов для восприятия зрителя. А Вампилову от души вторит Мельников: вот есть живой человек. У человека есть доходная государственная служба, где можно от души халтурить. Ему дали квартиру. У него симпатичная жена. У него масса друзей. У него молодая любовница. У него – утиная охота, наконец, любимое дело всей его жизни!
А ему от всего тошно.
Фильм отлично снят, прекрасно смонтирован. Совершенно блестяще играет Олег Даль. Но, кажется, Богатырев переигрывает. Какой-то мультипликационный у него получается герой, – дурачок-друг Зилова. В принципе, он и должен быть дурачком, но не настолько же мультипликационным!
Вы, в принципе, попробуйте посмотреть этот драматический, напряженный фильм. Просмотр окажется неплохим экспериментом, проверкой на собственную честность. Попробуйте увидеть Зилова в себе!