Режиссер:
Сэм Генри Касс. Сценарий Сэм Генри Касс, операторы Лодж Керригэн, Чак Леви, Роберт Никсон, монтаж Марк Юргенс, художник Марио Вентенилла, композиторы Уильям Блум, Джордж Смолл, продюсеры Лайза Брюс, Роберт Никсон.
В главных ролях: Стив Бушеми, Холт Маккаллэни, Майкл Бадалуччо, Николас Туртурро, Рэй Манчини, Лодж Керригэн. В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Джон Туртурро, Аида Туртурро, Сэм Рокуэлл, Энн Мира, Тони Сирико, Дженнифер Билз, Уэйн Моганс, Адам Лефевр, Джозеф Сираво, Пэт Макнамара и др.
Интересные факты о фильме:
Действие фильма происходит в Бруклине. В Бруклине же родились режиссер Сэм Генри Касс и актеры Джон Туртурро, Аида Туртурро, Стив Бушеми, Майкл Бадалуччо, Энн Мира, Тони Сирико, и, возможно, еще кто-нибудь из съемочной группы и актерского состава.
"фильм нью-йоркских интеллектуалов для нью-йоркских интеллектуалов о том, как нью-йоркские интеллектуалы снимают кино про нью-йоркских интеллектуалов для нью-йоркских интеллектуалов".
Впервые его произнес Дима Савочкин, ссылаясь на неназванный источник, который применил это высказывание к фильму "Жизнь в забвении". Он сказал, что кто-то ему это сказал раньше.
Но что это значит — "Кто-то когда-то сказал"? Если чего-то нет в интернетах, то этого нынче нет и нигде, а в интернетах этого нет. Поиск данной фразы ведет только на великий сайд экранка ру, на данное конкретное высказывание Димы Савочкина, поэтому до Димы Савочкина такого высказывания в природе не было, отсюдова я заключаю, что Дима Савочкин врет, а попросту пиздит. Никто ему не такого не говорил, а он сам все придумал.
Высказывание А принадлежит классу высказываний А*, где звездочка означает произвольное количество замен слова "интеллектуалы" на слово "гопники". Видно, что класс А* довольно специальный, но он шире, чем можно подумать. Он содержит более одного фильма.
Например, в нем есть высказывание А`, соответствующее как раз рассматриваемому фильму —
"фильм нью-йоркских интеллектуалов для нью-йоркских интеллектуалов о том, как нью-йоркские гопники снимают кино про нью-йоркских гопников для нью-йоркских интеллектуалов".
Этот фильм очень клевый. На всем его протяжении по улицам раёна Ред Хук (закорючка в Brooklyn 6, слева, у моря) ходит чувак по имени Лес, который там когда-то жил, но уехал в Лос-Анджелес учиться на режиссера и вот вернулся, чтобы снять фильм про пацанов. Рядом с ним ходит чувак с камерой, который на всем протяжении фильма не произносит ни слова. Этих двоих можно рассматривать как единое целое, один как бы олицетворяет речь и интеллект, а другой как бы зрение и физическую силу.
Пацаны, про которых снимается фильм, такие: это Джо Голова, старейший девственник раёна; Джуниор Джуниор, или Малой Малой, угоняющий машины у всех, в т.ч. у своих друзей, потому что современные машины все выглядят одинаково; Левша, бандит, у которого Малой то и дело угоняет машину; Эд Хойт, живущий тем, что за пятерку предлагает всем и каждому сфотографироваться с силачом по имени Ханк Хэрригэн. Все эти прекрасные чуваки ходят по раёну и пытаются выяснить, куда девался Джимми Хойт, брат Эдда Хойта, собственно, одноглазый Джимми. Сначала кажется, что Джимми — этакий Годо, которого так никто и не увидит, но нет, нет: он появляется, и похож скорей на зомби; впрочем, как знать, возможно, Годо — это тоже зомби? Тогда это все объясняет; вдумайся в это, читатель, и тебе станет не по себе.
В своих странствиях эти люди встречают разнообразных психов: Диско-Боба, полковника Рона с одноруким Джимом, ростовщика Змею (в абсолютно всех рецензиях, что я читал, приведено его прошлое прозвище, поэтому здесь я его не скажу, хотя шутка очень смешная; что ж, сделаем вид, что спойлеры не выдаем), гадалку Мадам Эстер, мать Джимми, еще одного его брата, продажного детектива, старушек, продающих просроченные лотерейные билеты, фальшивого священника и так далее. Пожалуй, самый нормальный человек тут — Лес и молчун с камерой (мы договорились, что это две ипостаси одного человека).
В целом получается, что весь раён заселен бездельниками и разной степени ненормальности сумасшедшими. Все с радостью бросаются искать одноглазого Джимми, потому что это прикольно. Напоминает мою жизнь в общаге на первом курсе, причем не в любой общаге, а именно и только в ФДС-3, где мехмат занимал пятый этаж, а остальные четыре были у геологов. Там собралась совершенно уникальная коллекция фриков, ни до, ни после я этого не видал. Это не призма восприятия, там на самом деле жили фрики: даже после того, как нас расселили по остальным общагам, члены нашей коммуны выделялись на общем фоне, как бриллианты среди стразиков. Был, например, Мошкин, походивший на Диско-Боба, потому что постоянно танцевал Майкла Джексона (царствие ему небесное), был Ромик Михайлов, один из самых сильных математиков моего курса, теперь большой ученый.
Ромик рассказывал, что все, кто поступил на мехмат, имеют минимум вторую стадию шизофрении — он знал, о чем говорил, Ромик, потому что сам лежал в психушке. И мы все с радостью соглашались с ним, потому что это прикольно. Да, у нас у всех третья степень, а то и четвертая, при которой нужно ходить наблюдаться. При седьмой уже нужно лежать в больничке, а девятая летальна, что уж говорить про десятую, последнюю степень! И все мы были бездельниками.
Хотя вот Сладкая N. говорит, что по сравнению с их курсом мы все были нормальными. Что у них на курсе сумасшедшие были еще круче. Ну, может быть. Может быть. Каждому ведь хочется считать себя самым безумным, это понятно.
Еще Ромик рассказывал, что, когда жил в Каугури (пригород Риги), он постоянно общался с бандитами и психами. Бандитами и психами. Постоянно. Это сильно повлияло на его мировоззрение, да и на наше, наверно, тоже. Или, может, мировоззрение заставляло его видеть везде бандитов и психов, населять мир исключительно психами и бандитами. И я, учившийся в физматшколе, думал, что Каугури — это такой прикольный район, где живут только смешные бандиты и забавные психи.
Оглядываясь назад, я думаю: как же это странно, как же быстро я забыл свою первую школу, половина моих одноклассников откуда к двадцати годам сидела, а половина работала охранниками на автостоянках. Теперь я думаю, что мой раён мало отличался от Каугури.
Подозреваю, что что-то похожее было с Сэмом Генри Кассом (похожее на меня или на Ромика, в данном случае doesn't matter). Касс вырос в Бруклине, в раёне, населенном явным трэшем, несомненно, там были и бандиты, и городской сумасшедший, и прочее. Но вряд ли они составляли большинство. Жизнь там отнюдь на такая легкая, — мол, только ходишь себе и тусуешься, и разыскиваешь одноглазого Джимми — но это восприятие жизни очень симпатично, раньше у меня его не было, потом появилось, а со студенческих лет я стараюсь его не терять (в отличие от). Ромик Михайлов кое-чему меня научил. У Сэма Касса фильм — воспоминание, у меня — настоящая тайная жизнь.
Поэтому, если я прав, и фильм — воспоминание, то становятся понятным, почему все слишком нарочито, слишком ярко. Угонщик автомобилей в перстнях и с цепью, и слишком угонщик. Джо Башка слишком лоханутый. Мамаша Хойт слишком любит своего сынка и слишком сумасшедшая, как огромное большинство родителей в американских фильмах. Всё потому, что память выбирает наиболее яркие моменты, а со временем они становятся еще ярче, на фоне тускнеющего всего остального. Яркие моменты отпечатались в памяти и не тускнеют, а остальное забывается. По этой же причине и эпизодические персонажи не уступают в яркости основным. Потому, что они в фильме делают только то, что делали в детстве, а основные обязаны двигать сюжет.
Поэтому же в фильме есть своеобразный драйв. И играет в нем большинство актеров (по крайней мере, в основных ролях) тоже родом из Бруклина. По сути, это гимн Бруклину, это фильм о Бруклине и в честь Бруклина.
Об искусственности пустынных воспоминаний говорит и то, что в кадре нет ни одного ребенка. Можно было бы сказать, что все дети, которых мы знали, выросли и остались детьми, сдвинулись во времени вперед, не утратив важных своих качеств, но приобретя новые; мы не знаем, какие там дети сейчас, да нам это и неинтересно. Под банальным отсутствием денег на массовку лежит глубокий подтекст.
Фильм входит в ряд американского инди-кино девяностых годов, на грани кэмпа, таких, как "В забвении", "Безумный Сесил Б." и пр. Отличное малобюджедное кино, разнообразные недоработки сюжета и порой потерю вкуса компенсируют отличные актеры: наиболее известные — это семья Туртурро, Стив Бушеми, Сэмюэл Джексон. Еще удивительно хорошо играет Рэй "Boom Boom" Мансини, только что закончивший карьеру боксер-легковес. Он очень обаятельный (обязательно посмотрите его бой 81-го года с Аргуэлло).
Все роли характерны, даже слишком характерны. Большинство шуток — смешны. Большинство актеров — итальянцы и ирландцы. Самый прекрасный — Холт Маккалэни, здоровенный мрачный перестроечный парень в бандане, и его помощник с камерой Лодж Керригэн. Не, серьезно, самый прекрасный чувак в фильме!