Режиссер:
Нил Джордан. Сценарий: Нил Джордан, Анджела Картер (по рассказам Анджелы Картер), Оператор: Брайан Лофтас, Композитор: Джордж Фентон.
В главных ролях: Сара Пэттерсон, Анджела Лэнсбери. В ролях: Стивен Ри, Теренс Стамп, Дэвид Уорнер, Туссе Сильберг, Мича Бергезе, Брайан Гловер.
Награды: МКФ фантастики и фильмов ужасов в Авориазе — Специальный приз жюри. Fantasporto — Лучший фильм, лучшие спецэффекты, приз критиков, приз зрительских симпатий. Sitges — МКФ фантастики в Каталонии — лучший фильм, лучшие спецэффекты, приз международного жюри. London Critics Circle Film Awards — режиссер года. Fantafestival — специальное упоминание..
Интересные факты о фильме:
Нил Джордан хотел, чтобы дьявола сыграл Энди Уорхол. Уорхол согласился, но боялся лететь на самолете через океан. Он хотел, чтобы сцены с его участием сняли в Нью-Йорке, но это было невозможно. В итоге в роли дьявола Джордан снял друга Уорхола, Теренса Стампа (в титрах не указан).
В первоначальном варианте сценария Анжелы Картер в конце фильма Розалин ныряет в пол спальни, и тот поглощает ее. Джордану такой вариант понравился, но ограниченность финансовых средств не позволила сделать столь дорогостоящий спецэффект.
Фильм имеет структуру "китайской коробки" (ну или матрешки), где одна история вложена в другую. Идея сделать фильм фрагментарным пришла Джордану в голову после просмотра "Рукописи, найденной в Сарагосе". Кроме того, он вдохновлялся фильмами Роджера Кормана "Колодец и маятник", "Гробница Лигейи" и "Маска красной смерти".
Отличный сновиденческий фильм Нила Джордана (второй по счету в его фильмографии) снят по трем рассказам Анжелы Картер. Профильные кинофестивали фантастики отметили необычный видеоряд ленты Джордана. Визуально фильм выглядит действительно великолепно, он очень живописен. Всего за 2 миллиона долларов авторам удалось создать необычную, сказочную атмосферу. Она слегка отдает театром, но даже в этой театральности есть какая-то своя прелесть.
12-летняя Сара Паттерсон играет девочку, которая постоянно спит. Только первые пять минут фильма зрителю показывается "реальность": родители приезжают домой, и старшая дочь сообщает, что Розалин снова спит. Всё остальное в фильме – сны этой маленькой лоли.
Ей снится, что она живет в маленькой деревне, находящейся посреди огромного глухого леса, где даже грибы (бледные поганки) размером с половину человеческого роста. Сходить с тропы чрезвычайно опасно, потому что в лесу – волки. Но бабушка говорит, что самые опасные волки те, которые поросли шерстью изнутри. То есть, оборотни. В этом глобальном сновидении, которое длится полтора часа, есть также рассказы, которые рассказывает Розалин бабушка. Эти рассказы уже не являются сказками, а самой настоящей былью, поучительными историями, взятыми из той реальности, в которой сейчас живет Розалин. Она воспринимает сон за чистую монету. В сне-реальности отражаются сказки, прочитанные Розалин в глубоком детстве и напугавшие ее. Этот детский страх переплетается с другим страхом: в ней пробуждаются сексуальные желания, и это страшно. Она отлично помнит, что нужно бояться "мужчин со сросшимися бровями" — внешнее проявление оборотнической натуры, и помнит, что нельзя сходить с тропы… но ее постоянно тянет прикоснуться к запретному.
В конце фильма сон Розалин вторгается в "объективную" реальность: волки выбегают из сказочного леса и наполняют дом – вламываются в окна, бегут по коридорам, с рычаньем заглядывают в комнату. Этот "прорыв" символизирует взросление Розалин. Она взрослела, пока спала. Теперь настало время просыпаться, и она уже не боится волков. История про "красную шапочку" заканчивается совсем не так, как ее закончил Шарль Перро. Розалин просыпается не просто женщиной, а эмансипированной женщиной, которая знает, как управляться с самцами.