Режиссер:
Клайв Баркер. Сценарий — Клайв Баркер, оператор — Роберт Виджон, композитор — Кристофер Янг.
В главных ролях: Эшли Лоуренс, Клер Хиггинс, Даг Брэдли. В ролях: Эндрю Робинсон, Шон Чэпман, Николас Винс, Саймон Бэмфорд, Грэйс Кирби и др.
Награды: Фантаспорто — награда критики (1988).
Интересные факты о фильме:
- оригинальный саундтрэк был написан легендарной группой Coil, но студия его отклонила
- наложение грима на Дага Брэдли (Пинхэда) занимало шесть часов.
- бюджет фильма составил миллион долларов, а заработал он двадцать. Для Клайва Баркера, до этого снявшего всего две короткометражки, это был крупный успех.
- персонажа Дага Брэдли Пинхэдом (Булавочноголовым) окрестили фанаты, в сценарии он звался просто "первый сенобит". Но в дальнейшем кличка пристала.
- рабочим названием фильма было "Садомазохисты по ту сторону могилы"
- Дагу Брэдли предлагали сыграть либо роль переносчика матраса, либо роль главного сенобита. Причем он раздумывал и почти отклонил роль Пинхэда, т.к. считал, что для актера-новичка важно засветить лицо. =)
- чтобы удовлетворить студию, Баркеру пришлось убрать сцену отшлепывания Джулии Фрэнком, дополнительные сексуальные сцены, пальцы, копающиеся в плоти, и часть других моментов. Версия для печати
Фильм-обещание, фильм-городская легенда, перед которым время пока что бессильно. Разгадка проста — это один из самых оригинальных и в сухом остатке, пожалуй, эстетских при своей популярности хорроров, увлекающий подоплекой. Писатель романов ужасов Клайв Баркер, которому уже тогда прочили большое будущее, решил перенести на экран фабулу собственной повести про открывающиеся с помощью головоломки двери запретных удовольствий. Почувствовав потенциал истории, одна из студий профинансировала проект и не прогадала — проект многократно окупился, а сенобиты, знатоки боли и наслаждения, стали предметом сурового культа. Безымянный сенобит с ровными рядами гвоздей в черепе занял свое место в кинопантеоне, а Даг Брэдли, друг Баркера, превратился в вечного Пинхэда со словами "Taste our pleasures" на устах. Интересно преломленная садомазохистская философия, фантазия и своеобразная режиссура Баркера, который после всего пары короткометражек мастерски совладал с полным метром, а также общее изящество концепции весьма впечатляют. Нужно отметить и высокий уровень спецэффектов.
В "Восставшем из ада" целый набор вещей, которые делают его притягательным. Т.е. это фильм-ансамбль, многослойная шкатулка, больше трогающая тем, что не показано (что и доказал "Восставший из ада 2" своим сюрреалистическим и в то же время схематичным адом). Скажем, первоначальный саундтрэк к фильму принадлежал группе Coil. Или обратите внимание на шкатулку Лемаршана — предмет, который открывает дверь в ад тому, кто жаждет удовольствий за гранью возможного. Даже с чисто эстетической точки зрения необычно раскрывающаяся коробка из фильма выглядит привлекательно, а вписанная в мистический контекст становится особенным предметом. Что касается предметов, они в фильмах у Баркера всегда приобретают значительность. Интерьеры, герои, цепи, четко отделенные от фона символы — готическая обстоятельность Баркера, смешанная с эротическим подтекстом и определенным натурализмом, не оставляет равнодушной.
Сюжет "Восставшего из ада" таков: в мире существует шкатулка-головоломка, которая открывает дверь к запретным наслаждениям тем, кто к ним стремится. Там, за дверью ада, дерзнувшего ждут четверо сенобитов, мастеров по пытке плоти, и никто не возвращается обратно, попадая к ним в руки. Однако одному из них, Фрэнку, удается вернуться после того, как на пол, где он еще недавно пытался собрать шкатулку, брызгает кровь переехавшего в дом брата Ларри. Ларри пытается наладить отношения с крайне вежливой и сдержанной Джулией и предлагает ей начать с обустройства дома. После того, как Джулия обнаруживает на чердаке ожившего Фрэнка, лишенного плоти, она перестает быть против — пусть Фрэнк страшен и наращивает мышцы и нервы за счет крови других людей, когда-то он показал Джулии радости жесткого секса, и она не может этого забыть. Но рано или поздно сенобиты должны обнаружить пропажу — и встретиться с ними приходится дочери Ларри Керсти, случайно взявшейся за проклятый куб.
"Восставший из ада" построен совершенно не так, как приевшиеся фильмы ужасов. В нем есть намек на "проклятый дом", но этот намек не используется. В нем есть понятие роковой страсти, сексуальной зависимости, толкающей Джулию на преступления, но оно подается совершенно не так, как в эротических триллерах. Здесь запретное удовольствие не радует само по себе, оно стремится к маргинальности, к эскалации, возведению в степень. Наиболее четко это передается в одной из поздних частей "Восставшего из ада", когда героя начинают ласкать два монстра, запускающих руку ему под кожу, потом прямо во внутренности, во влажную кровавую дыру. Зуд страсти нестерпим, всегда хочется больше, одержимость заставляет терзать плоть, потому что спектр ласк невелик, а распаленное тело и психика не способны больше удовлетвориться пройденным. И тогда человек стремится за грань, за дверь между обычным и проклятым миром, — туда, где хладнокровные и изобретательные палачи-эстеты будут терзать его вечно. Сама концепция стремления к боли, переходящей в наслаждение, подается без полутонов, т.е. судороги оргазма сразу же переходят в сладострастное разрывание плоти крючьями, в куски тел. И в "Восставшем" все это красиво.
Мне больше всего нравится часть "Восставшего", связанная с путешествием дерзкой, активной, но невинной в смысле стремления к искажениям Керсти в мир сенобитов. Почти не прибегая к сексуальным метафорам, Баркер из страха кует любопытство и отчасти вожделение. Мой любимый момент — это поимка Керсти сенобитами и ее торг с ними (ссылка). Перепуганная девушка старается оттянуть момент и избавиться от сенобитов, отдавая им сбежавшего Фрэнка. "Возьмите его, его вместо меня!" — кричит Керсти, женщина-сенобит отвечает: "Perhaps we prefer you...", и по позвоночнику бегут мурашки. В этом "а, может, мы предпочитаем тебя" заключается и насмешка, и одновременное обещание связи. Ты можешь убежать, но они будут ждать тебя. Они всегда тебя ждут, эти четыре палача, хотят подарить тебе свои опасные удовольствия, свои самые лучшие инструменты, самые ужасные коридоры. Это щекочет нервы.
Если оторваться от необычной эротики "Восставшего из ада" и вернуться к реализации истории, то сами сенобиты великолепны. Одетые в кожу, изуродованные, но странно притягательные демоны. Щелкающий зубами монстр без лица, толстый облизывающийся урод, женщина с разрезанной грудью и обольстительным голосом и гвоздь программы, неумолимый Пинхэд. Они как бы предвосхищают блистательных экранных чудовищ "Сайлент Хилла". Отдельного внимания заслуживает сцена воскрешения Фрэнка и его постепенного обрастания плотью. Если и не шедевр, то крайне удачное кино.