Режиссер:
Паоло и Витторио Тавиани. Сценарий: Паоло Тавиани, Витторио Тавиани, Джулиани Дж. Де Негри при участии Тонино Гуэрра, Оператор: Франко Ди Джакомо, Композитор: Никола Пьовани.
В главных ролях: Омеро Антонутти, Маргарита Лосано, Клаудио Бигальи. В ролях: Мириам Гуиделли, Массимо Бонетти, Энрика Мария Модуньо.
Награды: МКФ в Каннах — Главный приз жюри, Приз экуменического жюри. David di Donatello Awards — Alitalia Award, лучший фильм, режиссер, продюсер, оператор, монтажер. Синдикат французских кинокритиков — лучший иностранный фильм. Синдикат итальянских кинокритиков — лучший режиссер, лучший сценарий. Объединение кинокритиков США — лучший фильм, лучший режиссер. Boston Society of Film Critics Awards — лучший фильм, лучший режиссер..
Один из лучших, на мой взгляд, фильмов о Второй мировой войне. История исхода жителей из заминированного нацистами тосканского городка Сан-Мартино. Военное время показано через восприятие ребенка – шестилетней девочки. Все, что происходит, кажется ей необычным, то есть, нескучным. Чувство опасности притуплено. Некоторая тупость чувств, вследствии абсурда происходящего, наступает и у взрослых героев. Так, например, одна женщина, шагая по лесной просеке в ночи и ожидая взрыва своего дома, философски размышляет: "Какая же я дура: думаю только о том, что и тараканы взлетят на воздух".
Через 10 лет Роберто Бениньи снимет нечто похожее – кинокартину "Жизнь прекрасна", где стараниями отца война покажется маленькому мальчику захватывающей игрой. Однако режиссура братьев Тавиани гораздо более изощренна, а сам по себе фильм значительно более жесток, чем "Жизнь прекрасна", и этим он схож с нашим отечественным фильмом "Иди и смотри". Фильм братьев Тавиани не просто показывает войну через призму детского восприятия. Это история, которую взрослая героиня фильма рассказывает своему маленькому сыну на ночь. То есть, повествование как бы проходит через двойной фильтр. Тавиани имитируют женский взгляд на вещи. Поэтому, если "Иди и смотри" весь пронизан эсхатологическим безумием, то в "Ночи святого Лоренцо" при всем ужасе реальности, который длится, с точки зрения персонажей, бесконечно долго, чувствуется любовь к жизни. В фильме очень много живого, человеческого, животного. Находится место не только для смерти, которая становится обыденностью, но и для флирта, более того, для любви. Война нелогична, она ломает все представления и надежды, меняет прошлое, будущее и настоящее, – она дарит возможность двум пожилым героям фильма, прежде разделенных социальным положением, признаться друг другу в своих чувствах. Одна из финальных сцен – мастерски поставленная перестрелка партизан с фашистами (в замес попадают и жители Сан-Мартино) – происходит на поле, во время торопливого сбора урожая. Чтобы хлеб не пропал, партизаны помогают местным жителям убрать его, покуда вокруг тихо. Обыденность плотно соседствует в фильме с экстраординарным, добрососедские чувства одномоментно превращаются в ненависть, а жизнь, тем не менее, продолжается: днем солнце поливает сады, поля и леса Тосканы, а ночью падают звезды – исход жителей Сан-Марино совершается в ночь святого Лоренцо, когда сбываются все желания. Фильм одновременно и трогательный, и героический, и трагический.