Режиссер:
Ларс фон Триер. Сценарий Ларс фон Триер, композитор Йоахим Холбел, оператор Энтони Дод Мэнтл.
В главных ролях: Брайс Даллас Хоуард, Исаак де Банколе. В ролях: Уиллем Дефо, Джереми Дэвис, Удо Кир, Дэнни Гловер, Жан-Марк Барр, Хлое Совиньи, Нина Сосаня, .
Награды: 2005 — 50-й ежегодный приз — (Вальядолидский кинофестиваль).
Интересные факты о фильме:
Девятерых из 12 рабов в фильме играли британские актёры, потому что негритянские исполнители из США отказывались от ролей едва узнав содержание фильма (рспкт, братья!).
Николь Кидман, сыгравшая Грэйс в Догвилле, должна были играть и в Мандерлее, так же как и в третьей части трилогии, но выбыла из проекта в июле 2003 года из-за накладок в расписании.Версия для печати
На днях поглядел новый фильм Фонтриера "Мандерлей". И хотя мнение родилось сразу после просмотра и однозначное, написать решил только сейчас, когда добрался до пера и бумажки.
Страх и ужас фильма состоит в том, что будучи родным однояйцевым братом фильму "Догвилль", отличающимся от того лишь в деталях, он фильму-предшественнику проигрывает и выглядит бледной копией, выцветшей от длительного прозябания на ярком дацком солнце. Кажись Фонтриер что-то недо глядел, недо трогал.
Покоробило в первую очередь, что "Мандерлей" — пошловатый политический памфлет, ничего кроме целей памфлетического политизирования не преследующий. Очевидны аналогии с войной в Ираке, Югославии и прочих слаборазвитых странах. Однако что сходит с рук Майклу Муру не хочется спускать в расставленные ротиком ладошки Фонтриера. Каб я хотел смотреть куцую критику современной американской политики, я бы смотрел российские новостные программы. Но я-то не смотрю, и Фонтриеру впредь не советую читать перед едой, а дальше по тексту.
Во вторую очередь покоробило таки да. Актриса Брайс Даллас Ховард хоть и имеет неочевидное и слабоуловимое на глаз сходство с Джульет Льюис — всё же далеко не Николь Кидман. У Кидман глаза обращены во внутрь, а на лице отрешённость буддийского божка. Она двигается как сомнамбула и для иллюстраций фонтриеровских псевдохристианских фрустраций — она без малого идеальна. Тогда как у Брайс Даллас Ховард на лице написаны вся мощь и величие американского народа. Она знает как надо и всех этому научит. Оттого фильм теряет совершенно все догвиллевские подтексты и хвилософскее основания, кидмановские недосказанности и как метко заметил кто-то в какой-то газете превращается в чиста брехтовскую пиесу (тогда как "Догвилль" лежал в руслах иных — глубоких и мрачных, вырытых Кьеркегором и ещё там Ханеке покопался). Брехтовская пиеса — это хорошо для театра, а вот для кинемотографа не дотягивает. Догвиллевские намеченные декорации вырастали в небоскрёбы за игрою Кидман и психологическими хитросплетениями Фонтриера, тут же они так и остаются — разметкой на полу и весь фильм ты ловишь себя на мысли, что смотришь спектакль в захолустном балагане хохохо.
Третья же очередь, подобно третьей смене вырастающей из первой смены через вторую, вырастает из очереди первой. Политический памфлет помимо нравоучений и аллюзий нуждается в желтизне и хитроумном сужете, чтобы зрителю было антересно и недосуже смотреть. И вот уже Фонтриер придумывает для забавления брехтовского зрителя вполне детективные ходы, с финальными разоблачениями и попранием чести самодийского народа манси (чем Фонтриеру не угодили эти незлобливые обитатели Ямала?!) Это было бы хорошо для жанрового фильма, однако в контексте авторского памфлета вызывает слюнооотделение. Может и можно думать о красоте ногтей будучи хорошим человеком, однако Фонтриеру в "Мандерлее" это не удалось. Содержание фильма, мысли о природе рабстве оказались перечёркнуты пошлой политической риторикой, детективной интригой, неубедительной игрой. После просмотра вместо спекуляций на тему "принадлежать и обладать" рождается тока крик "не верю" и острое, бездумное неприятие авторской позиции.
В конце-концов при чём тут Америка?! Описываемая в фильме ситуация приемлема для любой страны, в коей имело дело быть рабство. Назовите городок "Мухосранском", перенесите его в 1910 год в Россию, замените рабов на крепостных и получится тот же "Мандерлей"! Так что кликушеское тыканье пальцем в Америцу и расистские нотки не катят. "За негров ответишь" — вот что должны были сказать Фонтриеру в индустрии кенопроката.
Наконец, атмосфера страха и тлена. В "Догвилле" она была доведена до предела. Экран фактически был наэлектризован и искрился в наиболее критические моменты. Спиралеобразное приведение зрителя в кипение было выполнено мастерски. Череда поступков главных героев плавно складывалась в дорогу в ад, вымощенную благими намерениями. Всё было так физически достоверно, что когда в финале Грейс всех убивала нах, ты как будто убивал падонков вместе с ей. Автомат дрожал в руцех. В "Мандерлее" же нет и трети. Нет, четверти догвиллевского напряжения чувств и поступков. Есть слащавость, есть предсказуемость, есть тривиальные "предельные" эпизоды, когда серце должно разрываться, а вместо этого зеваешь — так пошло они сняты. Но нету погружения в проблему! Фильм не затягивает.