Режиссер:
Кари Скоглэнд. Сценарий Кари Скоглэнд по книге Мартина Макгартлэнда и Николаса Дейвиса, оператор Джонатан Фримэн, композитор Бен Минк, монтаж Джим Монро, художник Дэвид Хиндл, продюсеры Стивен Хеджес, Питер Ля Терьер, Кари Скоглэнд, Шон Уильямсон.
В главных ролях: Бен Кингсли, Джим Стёрджесс. В ролях: Кевин Зегерс, Натали Пресс, Роуз Макгоуэн, Том Коллинз, Конор Макнейл и др..
Награды:
2009 — лучшая полнометражная драма (продюсерам и исполнительным продюсерам), лучший саундтрек к полнометражной драме — Leo; лучший фильм Британской Колумбии — награда сообщества кинокритиков Ванкувера 2008 — Дучший западноканадский художественный фильм — Ванкуверский МКФ.
Мартин Макгартленд — человек трудной судьбы — служил в Ирландской Республиканской Армии предателем с 1987 г.; надо понимать, что его не внедрили, а завербовали готового. В 1991 г. его раскрыли, приговорили, хотели пытать и убить, но он бежал путем дефенестрации и падения с третьего этажа, спасся и стал жить инкогнито в северо-восточной Англии. В 1997 г. его имя всплыло на слушаниях о превышении скорости и фальшивых водительских правах. Его обнаружили, дело раскрылось. BBC (лучшая телекомпания на свете!) выпустила про него документальный фильм, а сам Марти Макгартленд написал книгу какой он хороший и что он вовсе не предатель а просто против насилия. Книга стала бестселлером. Она называлась "Fifty Dead Men Walking" ("Пятьдесят ходячих трупов") — то есть пятьдесят человек, которых, как он подсчитал, он спас за время своей деятельности. На пользу ему такая слава не пошла. В 1999 г. его нашли боевики ИРА и застрелили шестью пулями. Но не до смерти: он опять выжил и снова написал книгу — "Dead Man Running" (по аналогии можно перевести как "Бегущий труп", но лучше "Мертвец в бегах"). В 2008 г. режиссер из Канады Кари Скогленд сняла по первой книге Мертвеца фильм, а сам Мертвец до сих пор в бегах.
Саму книгу я не читал, но сложно, чисто вероятностно, ожидать, что эта книга хорошая —не так много в мире хороших книг, к тому же написанных по конъюнктурным соображениям. Но с уверенностью говорить не буду.
С уверенностью можно сказать только, что фильм снят довольно плохо. Возможно, это вина литературного первоисточника, не могу сказать. Фильм хороший, но сделан он плохо, и во многом именно поэтому он и хорош, я сейчас объясню.
Дело в том, что фильм (подозреваю, и книга) претендует на психологическую глубину — как бы апологию предательства: сложные взаимоотношения между вербовщиком и информатором, мятущуюся душу предателя, огромное давление, которое он испытывает со всех сторон, размышления о жизни и смерти, новая машина и куча бабла и т.д. Я думаю, Макгартленд хотел оправдать себя в глазах ирландцев или хотя бы как-то смягчить факт измены. Получить кусок понимания, может.
Ок, хорошо. В хорошо сделанном фильме, может, это и сработало бы. Однако здесь в страдания юной души не веришь. Никакой психологической глубины тут нет. Пожилой вербовщик убеждает юного Марти сотрудничать, показывая ему труп человека, якобы убитого боевиками ИРА, и рассказывая что-то типа того, что у этого человека была мать. И Марти не может отвести от трупа взгляда, а потом ведется на слова вербовщика, что ни у кого из них нет выбора, это грязная война, сынок. И все такоэ.
Или, например, он говорит своей девушке, средь шумного бала, как плоха война, и какие глупые люди ей занимаются. Ну ок, она смотрит на него, как на идиота.
И вот такими-то приемчиками режиссер пытается нам показать эволюцию души Мартина Макгартленда, понятно, что в этом отношении фильм рассчитан на идиотов, и, скорее всего, ну, во-первых, фабула рассчитана на идиотов, а, во вторых, игра Джима Стёрджесса рассчитана на идиотов, я ничего не имею против Джима Стёрджесса, он очень симпатичный, но, мне кажется, тут со своей ролью он не справился, достоверно не справился, я имею в виду.
Потому что еще пара актеров сыграла просто здорово — это Майк Зендерс, который играет преданного (в обоих смыслах) друга (ну, у него тут роль простая), и Бен Кингсли, который играет тут здорово; в его игре я заметил две особенности: тут и не скажешь, во-первых, что он играет в парике, а, во-вторых, что он индус (а оба положения верны). Вот какой хороший актер Бен Кингсли!
Вторая психологическая линия, которая есть в фильме, протянута от одного главного героя к другому, от Стёрджесса к Кингсли. Они кагбэ связаны этой невидимой линией! Эта линия заключается в том, что информатор — это как бы сын вербовщика, а вербовщик — как бы его отец! Это соображение подтверждается и тем, что настоящий отец Марти ни разу не появляется в кадре. Ближе к финалу отношения двуз мужчин и правда становятся похожими на сыновне-родительские.
Эта линия тоже не очевидна, я прочел о ней только в интервью Бена Кингсли (что он пытался сыграть кагбэ отца Мартина и т.д.) — и, осмысливая фильм пост просмотрум, видишь, что тут и правда развешаны всякие кунштюки, подтверждающие ее. Но если о ней не знаешь, то и не догадаешься ни за что. И поведение Кингсли, конечно, можно интерпретировать как отцовское, но при желании можно его интерпретировать и как латентно-гомосексуальное, и как виновато-ответственное. Даже актерское мастерство мудрого сэра индуса тут не спасает!
В итоге, из-за того, что фильм снят так психологически недостоверно, все эти трюки хорошо видны и не работают, и остается лишь голый факт: предательство!
Это бы не называлось предательством, если бы его внедрили. Нет, нет, он с самого начала рос в католических кварталах, дружил с будущими бойцами ИРА, его просто перекупили.
И никакие наивные рассуждения о спасении пятидесяти жизней теперь Марти Макгартленда в этом фильме не оправдывают. То есть: может, он и прав. Но если Скогланд и хотела его оправдать, то достигает она прямо противоположного. Если же у нее была фига в кармане, и фильм был про омерзительность предательства, то демонстрирует она эту фигу виртуозно. Типа, предательство остается предательством, как его ни оправдывай. А если бы фильм был сделан хорошо? Глядишь, читатель и сказал бы: "ну да, он предал, но у него были причины, и все-таки пятьдесят спасенных жизней...", не думая о том, что эти пятьдесят были разменяны, ну, не знаю, двадцать пять жизней товарищей, а товарищ не в два раза ценнее постороннего британского дяди, а, наверно, больше.
P.S. За рамками этого маленького обзора остались отличный звукоряд, замечательная операторская работа, выдающиеся декорации (т.е. виды и задворки г. Белфаст) и все такоэ. Обратите внимание и на предыдущий кадр: вот таким образом, накладывая хронику на художественные съемки, Скогленд как бы говорит нам: "Прошло три года". Нельзя было об этом не сказать, поэтому говорю.