Натуральное терапевтическое кино про то, как человек налаживает свою раздолбанную жизнь с помощью друзей и видения-футболиста Кантоны, обаятельно раздающего полезные советы. Пожилой уже почтальон находится в состоянии перманентного депрессняка, потому что в юности бросил любившую его женщину и теперь не может с ней заговорить. К тому же его приемные дети связались с подонками и не слушаются смурного и крикливого отца. "В поисках Эрика" — это фильм про людей, у которых все отлично, но они этого просто не знают. У почтальона есть клевые друзья-сослуживцы, тщетно пытающиеся его развеселить, а покинутая женщина до сих пор не может вспоминать о нем равнодушно. Но Эрик предпочитает считать, что все плохо, лучше ничего не делать и предаваться страданию, не бреясь по тысяче лет. После сеанса психоанализа по книжке, который устраивает один из друзей Эрика, почтальону является Кантона, его кумир, и ведет почтальона по дороге исправления.
Лоуч, конечно, — прекрасный режиссер. Даже имея в руках банальный материал, он придает ему привлекательность и держит у экрана с помощью простых, но работающих приемов. Особенно здорово удалась компания толстяков-болельщиков, друзей Эрика. Мешая британскую комедию с драматическими поворотами, Лоуч сводит болтливого почтальона, влюбленного в футбол, и бывшую легенду. "В поисках Эрика" обладает притягательностью, которая встроена во все фильмы, где человек из сломанного делает целое. Всегда любопытно, как можно исправить проколы, как можно из дрянной жизни сделать нормальную, как можно выкрутиться из каких-то ситуаций. Однако, несмотря на все очарование, которое содержится в улыбке Кантоны, в рассказах про простые старомодные танцы, в этих потертых фотографиях и воспоминаниях, "В поисках Эрика" — это улучшенный вариант ужасающего "Ангела-А" Бессона, в котором перед зеркалом сказали несколько банальных вещей, вызвавших аплодисменты у любителей телевизора.
Еще одним интересным моментом в фильме является типаж Эрика — человека, который видит все в черном свете. У меня есть один такой приятель, его жизнь представляет собой череду ужасов и печальных происшествий, беспросветное давление мира, не припасшего ни одного подарка. Как-то раз он позвонил мне и сообщил, что его компьютер заражен вирусами. Я помогла вернуть комп в рабочее состояние, но вместо радости, что можно снова играть и развлекаться, я выслушала печальную речь про окружающее беззаконие, безумие и смерть. Быть спасителем для таких людей — бесполезное занятие, хотя я и люблю своего занудного приятеля.
"В поисках Эрика" заставил меня некоторое время размышлять о порочном эффекте спасителя, который удачно эксплуатируется в развлекательном кинематографе и литературе. Каждый человек, наверное, задумывается о том, как было бы круто, если бы пришел кто-то и спас его, сделал из него нечто иное. Я, например, некоторое время назад мечтала, чтобы меня украло спецподразделение и сделало из меня партизана-убийцу =) Суть заключается в том ,что человек хочет быть пассивным объектом, за которого усилия проделает кто-то другой. Т.е. кто-то другой расскажет тебе, что делать, а тебе останется только взять себя в руки — и действовать по плану. Кто-то другой вынет у тебя из руки бутылку, вынет шприц из вены, объяснит, как перестать желать недостижимое или взять его так, что никому не будет больно. Но правда жизни заключается в том, что наверняка никто не придет. Вероятность появления подобного спасителя равна вероятности увидеть у себя в спальне небритого Кантону. Поэтому такие сказки вызывают неприятное послевкусие. "Но ведь Деда Мороза не бывает", — возразишь ты на сладкие сопли очередного дяди, желающего поднять тебе настроение приятными историями. "Главное — верить", — улыбнется он тебе в ответ. И вот тогда (поверь совету своего личного спасителя Мор) ты должен врезать ему по наглой роже. Это значительно улучшит твою жизнь, %username%.
Этот фильм очень необычен для позднего Лоуча, тяготеющего к "критическому реализму". "В поисках Эрика" – не столько социальная, сколько психологическая family-драма, если не сказать мелодрама, в которой присутствует фантастический элемент. Также зрителя ожидает намеренно неправдоподобный, но чрезвычайно позитивный хэппи-енд. Журнал "Искусство кино" в мае 2009 года опубликовал перевод статьи бывшего президента "Мирамакса" Марка Гилла о глубоких проблемах, с которым столкнулось независимое кино в эпоху всемирного экономического кризиса (выступление Гилла состоялось на конференции по финансированию кино в Лос-Анджелесе 22 июня 2008 года), и мерам, которые стоит предпринять независимым фильммейкерам. Не знаю, насколько Ребекка О’Брайан, продюсировавшая фильмы Лоуча начиная с "Тайного плана" (1990), разделяет мнение Гилла, но Кен Лоуч и его нынешний постоянный сценарист Пол Лаверти чутко отреагировали на веяния времени. Их новый жизнеутверждающий фильм вполне может составить конкуренцию "позитивному" голливудскому кино, – но, разумеется, только в Европе, поскольку фильм в значительной степени посвящен футболу, точнее говоря, той роли, которую футбол занимает в жизни европейца (в первую очередь, наверное, британца).
Лоуча и Лаверти не интересует средний класс, а тем более элита. Их взгляд по-прежнему обращен в сторону рабочих и мелких госслужащих, людей, которые либо пытаются завоевать место под солнцем, либо махнули рукой и доживают век в своей касте, своем сословии. Стив Эветс играет немолодого уже почтового клерка Эрика Бишопа. Эрик переживает личностную драму настолько серьезную, что в самом начале фильма он, пребывая в прострации и бессознательно желая себе смерти, выезжает на встречную полосу. Много лет назад, узнав, что стал отцом, Эрик – по причине малодушия и давления со стороны собственного отца – бросает Лили, хотя любит ее (и продолжает любить до сих пор). Со временем чувство стыда только нарастает, и у Эрика уже совершенно нет сил встретиться с Лили, попросить прощения. Он общается с дочерью, нянчит внука, но боится встретиться с Лили с глазу на глаз. Во второй половине фильма положение Эрика становится еще более затруднительным. Ведя апатичную, инерционную жизнь Эрик абсолютно не замечает, чем живут его пасынки (два приемных сына – еще один коммерческий ход Лоуча и Лаверти). А между тем, один из них связывается с бандитами.
Для таких людей как Эрик (а таких, как Эрик, в Британии – миллионы) единственной отдушиной на протяжении всей жизни является футбол. Футбол как стиль жизни, как лучший способ досуга. Паб – это своеобразный клуб для "низов" общества. Место, где обзаводятся друзьями. Любовь к футболу, к родному клубу, начинается с первого посещения стадиона, куда малолетнего сына приводит за руку отец, и продолжается до гробовой доски. Любимый игрок Эрика — легендарный полузащитник "Манчестер Юнайтид" Эрик Кантона, выступавший за клуб в 90-х годах. И вот здесь в фильме начинается фантастика. К Эрику, позаимствовавшему у старшего сына щепоть марихуаны, приходит его кумир – Эрик Кантона (Кантона играет в фильме сам себя). Он становится "воображаемым другом" Бишопа, его ангелом-хранителем, добрым советчиком и ролевой моделью в одном лице. Кантона помогает Бишопу восстановить цельность своей полуразрушенной души, поставить перед собой цели и достичь их, помогает, короче говоря, обрести себя, поэтому фильм и называется "В поисках Эрика". Для людей века Просвещения "ролевыми моделями" становились герои Древнего Рима, для современных англичан – футболисты. Кантона в фильме Лоуча – это не только мужественный атлет, но и красноречивый и убедительный Катон.
Пол Лаверти совсем исписался: теперь его спекуляция выжимает слезы из глаз зрителя не к концу фильма, а уже к середине. Потом уже ни слезинки из зрителя, хоть гол на голове теши, катарсис в середине. Старческое недержание, преждевременная эякуляция.
Кен Лоуч давит на все знакомые кнопки, ничего нового, кроме короля Эрика, мы не видим. Та же старая добрая солидарность как единственное оружие против несправедливости мира. Снова молодой кельт в почти главной роли. Опять история про простых людей, не интеллектуалов (хотя умище Стива Иветса куда прятать?) Чуть меньше серьезности, чем обычно.
Операторская работа совершенно незаметна. Где долгие камерой вывернутые навыворот планы смазанные шиворот мелкие владение крупные повороты виртуозное силуэты? Посмотрел, и забыл, и ничего про оператора не скажешь, будто бы он и не снимал ничего, а история попала тебе прямиком в моск. Лох! Ха-ха! Лох. Музыки вообще нет, клиповой нарезки нет, монтажер поленился и увеличил экранное время за счет футажа с голами Кантоны (многие голы, кстати, так себе).
Эрик Кантона (King Eric) потерял форму, отпустил бороду (хотя это мы уже видели), слегка растолстел, хотя меньше, чем можно было ожидать от бывшего спортсмэна. Играет сам себя. Опять очень, очень легкая роль. Непомерное эго, которое мы не раз наблюдали в матчах английской премьер-лиги, греется в лучах самолюбования и всеобщей любви. Кто-нибудь из съемочной группы наверняка упал в обморок от обожания. Ах, этот бархатный голос. Съемки, конечно, приостановили, что обошлось в дополнительные фунты, немаловажные во время кризиса, фунт же очень мощно упал, осветителя откачали, но не уволили, потому что все же всё понимают. Ах, этот понимающий взгляд. Любой революции нужен вождь, кагбэ говорит нам Лоуч, и этот вождь пускай будет Кантона. Отвратительные самодовольные банальные сентенции.
Апофеозом выступает сцена, в которой два автобуса почтальонов и их друзей восстанавливают справедливость. Все одеты в маски Кантонов (Кантон, Кантоней). Революция победит только тогда, когда ее делают единомышленники. Манчестер победит, если выпустить на поле одиннадцать Кантон (Кантоней, Кантонов). Революция побеждает, как всегда у Лоуча. Манчестер Юнайтед — чемпион Англии. Ничего нового.