Награды: Evening Standard British Film Awards — Приз за технические/художественные достижения (Р.Дикинс — оператор)..
Интересные факты о фильме:
Главную роль должна была сыграть Кирстен Данст. Однако Данст предпочла Найту Шьямалану Камерона Кроу и ушла к нему в "Элизабеттаун". Что ж, зато Шьямалан сэкономил. За роль в "Элизабеттауне" Данст заработала 8 миллионов долларов, тогда как Брайс Даллас Ховард, сменившая Данст в "Таинственном лесе", получила всего 150 тысяч. При этом Даллас Ховард удалось обойти конкуренток в лице Джессики Бил и Кейт Хадсон.
После прочтения сценария Сигурни Уивер две недели преследовали кошмары.
Деревня строилась 11 недель. Над ней работало 300 человек.
Владимир Гордеев:
Не ходите, дети, в лес, а то порвется связь времен
Фильм начинается предельно интригующе. Шьямалан показывает маленькую деревню образца 19-го века, окруженную лесом. Люди сидят на поляне за большим накрытым столом, поминают кого-то, безвременно ушедшего в мир иной, и вдруг из леса доносится страшный крик какого-то неизвестного науке зверя. Жители этой деревни ведут уединенный образ жизни, много лет назад заключив договор с тварями, живущими в лесу. Люди не имеют права ходить в лес, а твари не трогают деревню. Вокруг опушки расставлены сторожевые вышки, желтые флажки очерчивают границу. Создается пугающее впечатление, что весь человеческий мир сузился до размеров этой деревушки.
С виду заторможенный, но на самом деле прогрессивно мыслящий парень по имени Люций (Хоакин Феникс), и слепая девушка Айви (Брайс Даллас Ховард) подозревают, что с этими запретами что-то не так. Может быть, теоретически, с окружающим миром дело обстоит не так уж скверно (во всяком случае, известно, что где-то за лесом есть таинственные людские города). Люций укрепляется в своих подозрениях об избыточной, старомодной пугливости старейшин, когда слабоумный брат Айви, Ной (Эдриан Броуди), приносит из лесу гроздь красных ягод, которые растут только в лесу и которые, якобы, приманивают тварей. Если слабого умом (читай, чистого душой) Ноя не тронули твари, значит, сквозь лес может пройти человек с чистыми намерениями.
Подозрения возникают и у зрителя (у меня, по-крайней мере, они возникли). Если деревня как минимум 40 лет живет исключительно натуральным хозяйством, то откуда у них появляются краска, гвозди, инструменты, чтобы поддерживать их чистенькие, аккуратные домики в порядке? Откуда они берут ткань, мыло, керосин, бумагу и прочие необходимые для существования цивилизованного человека вещи?.. Ясно, что какие-то контакты с внешним миром налажены. Скорей всего, темнят старейшины, которые управляют здесь всем. Так что же происходит на самом деле?!
Фильм посвящен победе человеческого разума над культивируемыми страхами и запретами, в нем воспеваются такие качества человеческой натуры, как жажда нового, жертвенность, отвага, умение любить. Все сделано очень круто, пугающе, интригующе, красиво – операторская работа Роджера Дикинса попросту великолепна... Но Шьямалан на то и Шьямалан, чтобы мастерски изговнять своё же прекрасное начинание. На последних этапах работы над сценарием его сразила болезнь Кауфмана, и он в ответ поразил публику совершенно идиотским финальным твистом, к тому же совершенно тривиальным, если не сказать спизженным (из романа Филиппа Дика). Айви решается на поход через лес за лекарством для умирающего Люция. Ее благословляет отец, она долго идет сквозь лес, претерпевая различные приключения, доходит до края леса, перелезает через бетонный забор… И оказывается… что на дворе нихрена не XIX век, а самый что ни на есть XXI.
Не помню, когда я в последний раз испытал подобное разочарование от просмотра кинофильма.
Суть сюжета. Сорок или вроде того лет назад группа людей, глубоко разочарованная жестоким миром, бежала в американский заповедник, чтобы зажить обособленной жизнью. С тех пор никто из них не покидал просторной опушки, а среди детей, родившихся в деревне, культивировался страх перед чудовищами, с которыми заключен договор. Чудовищ, разумеется, изображали старейшины деревни.
После этого объяснения ложный мир, созданный Шьямаланом во имя спасения, треснул по всем своим многочисленным швам. Так и осталось загадкой, откуда все это время брались инструменты и ткани, если никто никогда не покидал деревню и не пригонял фуры с Большой земли. Но гораздо прочнее добил смехотворный диалог между двумя местными рейнжерами (которые даже не знают, что в их заповеднике находится деревня).
Добренькое правительство Соединенных Штатов пронюхало (либо чудаки-эскаписты каким-то образом заключили с ним многомиллионный договор, продав свои души дьяволу), что в этих лесах стоит деревня чудаков, и поторопилось окружить эти несколько гектаров земли бетонным забором. А несколько лет назад вышел запрет для авиакомпаний прокладывать маршруты над здешними местами (ну, чтобы местные детишки не озаботились вопросом, что это за громадные птицы с оглушительным ревом проносятся над их деревней). Типа, до выхода правительственного постановления самолеты летали, и 40 лет каким-то загадочным образом никого из жителей деревни это не беспокоило.
Фильм про то, что Государственную тайну можно сделать из чего угодно. Даже из полной херни — вроде деревни, населенной тремя десятками чудаков. Сделать коряво, но таинственным лесом успешно.
Достоверность фильма максимально приближена к нулю.
Думаю, что ответ на вопрос, почему жители деревни носят костюмы XIX века, хотя являются выходцами ХХ века, вы найдете сами… Нет, это не актеры театра, сбежавшие с реквизитом! Они носят костюмы XIX века просто потому, что иначе финал с ХXI веком был бы неэффектен. И, блядь, в этом весь Шьямалан!