В центре вялого, апатичного и оттого чрезвычайно скучного фильма Николая Хомерики – дальневосточная ментёлочка Геля, работница детской комнаты милиции. Аутичная барышня ведет замкнутый образ жизни. Ее никто не любит и не понимает. Она сама себя не понимает. Ее заклинило на себе, но знаний о себе не прибавило. Она готова поделиться своей любовью с кем угодно, но ее чувства никому не нужны. Фильм, не имеющий начала и не имеющий конца, повествует об ее несостоявшейся судьбе.
"Сказку про темноту", также как "Кислород" Вырыпаева и "Сумасшедшую помощь" Хлебникова занесли в реестр "новой русской волны". Определенно, кинокритики поторопились. О какой новой волне может идти речь, если она никак не освежает, не взбадривает современное искусство, не несет в себе почти ничего нового, не вызывает восхищения и желания подражать. Эта пресловутая "новая русская волна" не вызывает интереса ни у прокатчиков, ни у зрителей, за исключением отдельных критиков и гиков-киноманов.
Сомнительно, что новая русская волна уже когда-либо появится. Сомнительно, что современное российское искусство вообще способно активно формировать культуру. В лучшем случае, оно способно отражать реальную жизнь. Такие фильмы как "Сказка про темноту", "Сумасшедшая помощь" и "Кремень", ко счастью, отражают. Обратите внимание: на смену фильмам 90-х, где главными героями являлись бандиты, пришли фильмы про милицию. Завершился передел сфер влияния: из бандитской страны Россия превратилась в полицейское государство.
При этом у зрителя, а следовательно и у автора, возникает вопрос: чего, собственно, от милиции больше – вреда или пользы? Думаю, что для 99% заурядных обывателей встреча с милицией отнюдь не становится радостным событием. В принципе, любой нормальный человек, да и ненормальный тоже — что убедительно доказывает Хлебников в "Сумасшедшей помощи", в присутствии милиционера чувствует себя как минимум неуютно, а скорей всего, испытывает отвращение от подобного соседства. Менты — это чужаки, говорящие на инопланетном языке междометий и хамства, их интонация — интонация расхлябанного превосходства. Короче, это враги народа. При таких силовых структурах имидж страны сильнее не испортить. "Проплаченных Америкой либералов", о которых так любят говорить в сетевых журналах патриоты, можно рассчитывать, увольнять. "Реалистичные" фильмы отражают не только реальность, но и отношение человека к окружающей его реальности. Поэтому, в частности, в "Сказке про темноту" менты представлены как каста вырожденцев. В фильме "Сумасшедшая помощь" милиция представлена как мифическая "темная" сила, с которой необходимо вступить в бой "светлым" силам.
При этом Хомерики пытается подать реалистичный сюжет под знаком сказочно тоскливого артхауса. При всем стремлении Хомерики к безыскусности (естественности), его фильм отдает неестественностью и мертвенной искусственностью. Его фильм напрочь лишен чувства юмора, что для подобных фильмов совершенно губительно (Хлебников, который снимал точно также, кажется, быстро это понял). В этом плане значительно более выигрышно смотрится "Кремень" Мизгирева. Режиссер сермяжно и нестильно, зато в лоб рубит "правду-матку", но при этом снимает бодрое, энергичное и довольно жизнеутверждающее кино. Тем не менее, по обоим фильмам будут судить о конце первого десятилетия XXI века (если спустя годы их кто-нибудь когда-нибудь увидит), также как о 90-х и начале XXI века сейчас судят по фильмам "Брат" и "Бумер".