В главных ролях: Этьен Гишар, Режи Буке, Франческо Де Роза. В ролях: Арно ЛеКарпентье, Лилиан Дельваль, Мартин Шовин, Даниэль Ришар, Нани Ноэль.
Награды: 3 премии "Сезар" — лучший фильм, лучший режиссер, лучший композитор. 2 премии Берлинского кинофестиваля — "Серебряный медведь" — лучшая режиссура, приз зрительских симпатий. David di Donatello Awards — лучший фильм, лучший режиссер, лучший монтаж (Раймондо Крочиани), лучший композитор; премия "Alitalia" — Этторе Скола..
В конце 20-х годов прошлого столетия явление звукового кино народу (снимающему это самое кино) стало ощутимой оплеухой. Технология набила творца. Чаплин продержался на ногах больше десятка лет, после чего сдался на милость победителю. Впрочем, хитрецы и неутомимые изобретатели типа Хичкока восприняли звуковое кино лояльнее. Но даже Хичкок саркастически предвещал, что кинематограф превратится в пустую болтовню. Отчасти так оно и случилось.
Тем более удивительным выглядит появление в начале 80-х такого фильма как "Бал". Итальянский режиссер Этторе Скола потрафил классикам и поразил современников. В его роскошном, широкоэкранном, "мейнстримовом" фильме не говорят ни слова. Однако ж, не используются и титры. Общение между героями осуществляется засчет взглядов, молчаливых приглашений на танец, отказов от танца и пластики, во время танцев проявляемой. Но это не те зажигательные танцы, которые мастерски срежиссированы в американских мюзиклах типа "Вестсайдской истории" или новаторских мюзиклах конца 20-го века вроде "Только в танцевальном зале" База Ларманна. Танцуют здесь обыватели. Каждую субботу, после трудовой недели, они приходят на танцпол и "приятно проводят время". Года сменяют субботы, месяцы сменяют недели, эпохи сменяют диктаторов, а эти женщины и мужчины, одновременно старея, неизменно приходят сюда, чтобы пережить танго, сиртаки, фокстрот, рок-н-ролл, твист, диско и знаменитую в СССР итальянскую эстраду. Наконец, в этом полуподвальном помещении они хоронятся во время бомбежек Второй мировой войны, — и нам, зрителям, не кажется удивительным, что именно этот "танцор" со скользкой физиономией — вдруг начинает работает осведомителем, а этот хлыщ педерастичного вида — служит в рядах орлов Муссолини…
Это легкий, трогательный, отнюдь не скучный фильм. Он из той категории кино, которое называют универсальным, и вряд ли он когда-нибудь устареет. При кажущейся простоте, фильм искусно поставлен. Идея, давно вертящаяся в умах многих постановщиков, — отобразить время за счет смены музыкальных стилей, нашла прекрасное воплощение в этом исключительно неамбициозном и потому выигрышном проекте. Как бы возвращаясь к истокам итальянского неореализма, Этторе Скола не только не задействует в фильме суперзвезд кино, но и не показывает суперзвезд эстрады (если не считать за таковых артистов театра "Ла Компаньоль"). Это чисто периферия созидательной, творческой жизни, но периферия — это всё. Иллюзия в иллюзии.