Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Человек, который хотел быть королем "
Джон Хьюстон всегда тяготел к авантюрным сюжетам (не тяготел бы – не стал бы классиком жанра "нуар"). Фильм "Человек, который хотел стать королем" снят по короткому рассказу Киплинга. Ну да, того самого Редьярда Киплинга, который написал "Маугли" и "Рики-Тики-Тави".
Литературный же сценарий был написан Хьюстоном еще в начале 50-х. Потом не раз видоизменялся.
К тому времени, в начале 50-х, снимая "Африканскую королеву", Хьюстон уже успел отохотиться на черных африканских слонов. Но потом его потянуло в Индию. Впрочем, любого нормального человека должно тянуть в Индию. Что касается фильма, то реализация сценария затянулась на долгие 20 лет.
Киплинг же обретался в Индии с самого рождения, – родился в Бомбее (ныне индийская родина Киплинга вернула себе историческое название – Мумбай).
В сюжете фильма фигурирует сам Редьярд Киплинг, – его играет Кристофер Пламмер. Киплинг – журналист, пишущий тексты для английской газеты "Северная звезда", издающейся в Индии для англичан. С ним знакомится "брат" — Пичи. Брат по масонскому ордену.
Фильм отчасти примечателен тем, что Майкл Кейн в кои-то веки играет не комедийную роль. Играет живо, иронично, но – не комедийную роль. Он играет младшего офицера в отставке Пичи, мошенника и карманного вора. Шон Коннери играет его лучшего друга – младшего офицера Дэниела. Оба изрядно послужили для английской короны, а потом решили послужить себе. Сперва они разводят на бабки местных раджей, чиновников и т.п., а потом замахиваются на великое, богопомазанное: решают стать королями. Вот в чем их задумка: они хотят пролезть через заснеженные перевалы в страну Кафиристан, недоступную ноге белого человека, а там – подвизаться в полководцы к одному из местных корольков, раздать винтовки, завоевать под флагами королька всю горную страну, а потом узурпировать власть.
Хьюстон сделал одновременно и мошеннический, и героический фильм. Хьюстона неизменно привлекали сильные (и в то же время авантюрные) характеры людей, он редко разменивался на пустые личности.
Короче говоря, Пичи и Дэниел отправляются в Кафиристан…
Где-то через час или полтора приключенческий кинофильм превращается в постмодернистский приключенческий фильм. Превращается в "протоумебртоэко"-фильм. В симбиоз "Маятника Фуко" и "Баудолино". Почитайте, кстати, если не читали. На редкость увлекательное чтение! Масонские акценты, которыми изобиловало начало фильма, были неспроста. Тут у меня опять появилось желание немилосердно заспойлерить сюжет… кстати говоря, я уже заспойлерил его.
Фильм сделан старомодно, но зато с массой натурных съемок + выразительная игра Коннери и Кейна + богоборчество (которое играет абсолютно на руку фильму, делает его всепланетным, несмотря на киплинговское "националистическое презрение" – в отличие, допустим, от фильма не менее титулованного режиссера Джорджа Кьюкора"Станция Бховани").