Режиссер:
Ричард Доннер. Сценарий: Дэвид Зельцер, Оператор: Гилберт Тейлор, Композитор: Джерри Голдсмит.
В главных ролях: Грегори Пек, Дэвид Уорнер, Ли Ремик, Билли Уайтлоу. В ролях: Харви Стивенс, Патрик Тротон, Мартин Бенсон, Лео МакКерн, Шила Рейнор.
Награды: "Оскар" — лучшая музыка. Ассоциация британских операторов — лучший оператор. Evening Standard British Film Awards — лучшая актриса (Б.Уайтлоу). .
Интересные факты о фильме:
При бюджете в 2,8 миллиона долларов и затратов на рекламу (6 миллионов), фильм принес 60,9 миллионов долларов кассовых сборов. Премьера состоялась 6 июня 1976 года.
Главную роль предлагали Чарльтону Хестону, Рою Шайдеру, Дику Ван Дайку и Уильяму Холдену. Все они отказались. После того как фильм принес солидную кассу, то есть, почти в тридцать раз больше, Уильям Холден не стал воротить нос от предложения сняться в сиквеле. Гонорар Грегори Пека, сыгравшего в "Омене" главную роль, составил всего лишь 250 000 долларов, зато в контракте стояла галочка напротив отчислений от проката в размере 10% (то есть, Пек заработал 6 миллионов). Кстати говоря, гонорар в 250 000 долларов получил также композитор Джерри Голдсмит. За музыку к фильму именитый композитор также получил своего первого и единственного "Оскара".
Фильм должен был снимать Майк Ходжес. Он отказался, но не стал отказываться от постановки сиквела. Впрочем, снять фильм ему все равно не удалось из-за творческих разногласий с продюсером.Версия для печати
Классический сатанинский фильм – наравне с "Ребенком Розмари"Поланского и "Изгоняющим дьявола"Уильяма Фридкина. Также как и упомянутые работы, он привлекает своей серьезностью, нетрэшевостью. В роли американского посла в Британии, который пригревает на своей груди змею, антихриста, снялся Грегори Пек, в 1962 году создавший один из самых впечатляющих образов в истории кино – благородного юриста Аттикуса Финча в экранизации романа Харпер Ли "Убить пересмешника".
Ричард Доннер с мрачной интонацией и довольно уныло рассказывает историю о том, как в семье консула растет подкидыш – ребенок-антихрист. Настоящий сын Роберта и Кэтрин Торн был убит и закопан. Родителей убедили, что он родился мертвым. Антихрист оказывается отнюдь не "трудным" ребенком. Но его житие сопровождают мистические и страшные совпадения. Например, в день его рождения нянька забирается на крышу особняка с веревкой на шее и дарит "подарок" – свою жизнь. С радостным воплем "Это для тебя, Дэмиен!" она бросается вниз и долго болтается в воздухе, с переломанной шеей, толкаясь мертвым мешковатым телом в окно. Членов съемочной группы так же преследовали мистические совпадения. В Риме молния ударила рядом с продюсером фильма, Харви Бернардом, и чуть не убила его. Молния ударила в самолеты Грегори Пека и сценариста Дэвида Зельцера, летевших разными рейсами в Лондон. Кроме того, самолет, на котором Пек должен был лететь в Израиль (но не полетел, как можно догадаться), потерпел аварию, и все пассажиры погибли. Наконец, собаки, которых в фильме множество (ротвейлеры – сатанинские животные, по мнению Дэвида Зельцера), пытались загрызть своих собственных дрессировщиков. Кстати, после выхода фильма на экраны и его феноменального успеха, популярность ротвейлеров в Штатах резко возросла. Это говорит не о том, что американские собакофилы – сатанисты, а о том, что американцы настолько боятся окружающего их "христового мира", что призывают на помощь адских псов.
Торн долго не хотел верить в подлинную причину того, что мир, окружающий его и Кэтрин, потемнел. Будучи атеистом, Торн не верит, что невероятные и страшные события являются чем-то больше, нежели простыми совпадениями. Эти события, безусловно, угнетают его, а мир после смерти родного сына кажется ему вдвойне мрачным. Торн и Кэтрин пытаются перенести свою любовь на Дэмиена, он для них является лучом обманчивого света. Ну, да они и сами обманываться рады, искренне полагая, что этот обман спасителен для их душ. В общем-то, фильм Доннера – про обман, который всегда сопровождает дьявола. По мере взросления ребенка-антихриста, мистика становится все более явной: это потому, что сатане всегда надо хвалиться, он не может сдержать нарастающую силу. И тогда Торн начинает выяснять генеалогию сиротинушки. В этом ему помогает фоторепортер, который снимал праздничный день рождения Дэмиена. Благодаря восприимчивой творческой натуре, он сразу просек, что дело здесь нечисто. Торн и Дженнингс находят могилу сына, а рядом – могилу матери Дэмиена. Мать Дэмиена — сука шакала.
Пригревшись под крылышком атеиста, Дэмиен не знал ни забот, ни хлопот. Торн спохватывается, – да слишком поздно. Как и в "Ребенке Розмари", в фильме отсутствует хэппи-енд. Впрочем, в финале "Ребенка" зритель испытывает вместе с Розмари некое облегчение: паранойя сходит на нет, мир оказывается очень страшным, но хотя бы понятным. "Омен" же заканчивается с рассчетом на сиквел, который не замедлит появиться через два года. Сиквел получился гораздо слабее оригинала, но все же лучше, чем третья часть.
Кроме того, в 2006 году ирландцем Джоном Муром был сделан никудышный римейк.