Режиссер:
Джордж Пэл. Сценарий: Дэвид Дункан (по роману Герберта Уэллса), Оператор: Пол Фогель, Композитор: Расселл Гарсиа, Продюсер: Джордж Пэл.
В главных ролях: Род Тейлор, Алан Янг, Ивет Мимо. В ролях: Себастьян Сабот, Том Хелмор, Уит Бисселл, Дорис Ллойд.
Награды:
"Оскар" — лучшие спецэффекты..
Интересные факты о фильме:
Лава в сцене извержения вулкана сделана из овсянки, подкрашенной красными и оранжевыми пищевыми красителями.
"Элой" в переводе с арамейского означает "Мой Господь".
Актер Алан Янг сыграл также в римейке "Машины времени". Кстати, Джордж Пэл очень хотел сделать сиквел своей картины, но все варианты сценария были отвергнуты студией "МГМ".
В детстве Пэл очень любил кататься на санках. Поэтому его машина времени похожа на санки, — она как бы "скользит" во времени. Миниатюрную копию машины времени после съемок Пэл унес себе домой, где она через какое-то время сгорела от пожара.
"Машина времени" Джорджа Пэла 1960-го года считается эталонной экранизацией классического романа Герберта Уэллса, изданного в 1895 году. Что ж, следует отметить, что это, по-крайней мере, честная экранизация. Сюжет фильма приближен к сюжету книги, а путешественник во времени (его играет Род Тейлор, внешне смахивающий на Шона Пенна) живет на рубеже XIX и ХХ веков. То есть, сценарист избежал искушения осовременить сюжет. Но не избежал другого искушения – которого, конечно, трудно избежать, глядучи в прошлое с высоты прожитых человечеством лет: путешествуя во времени, Джордж останавливается в 1917 году (I Мировая война), в 1940 (II Мировая война) и в 1967 (III Мировая война – ядерный холокост). Таким образом, авторы выносят человечеству первое предупреждение. Потом санки времени ускоряются (машина имеет форму саней), и Джордж скользит прямиком в 802701 год. Он оказывается в стране морлоков и элоев. Здесь авторы показывают черт знает какую стадию классовой борьбы. Однако, не финальную! Оба противника – работяги и элита деградировали. Элои живут на поверхности, не умеют писать и читать, весело щебечут и купаются в речке. Морлоки, эти заросшие шерстью уроды, живут под землей, снабжают элоев одеждой, пищей и посудой, — откармливают, одним словом. А потом запускают гипнотическую сирену, и элои, будто лемминги, уходят под землю, чтобы быть съеденными.
Джордж влюбляется в элойку Уину и пытается спасти ее из подземелья, – туда ее затаскивает вой сирены. Заодно благородный изобретатель пытается расшевелить чувства тупорылых элоев и вдохновить их на классовую борьбу.
Он возвращается в 1900-й год, чтобы в последний раз отобедать с товарищами, взять с полки три книги и отправиться в будущее. Что это за книги – неизвестно. Таким образом, в финале фильма задается интересный вопрос: какие три книги вы взяли бы с собой в мир без книг, чтобы построить там новый прекрасный мир?
Мы с товарищем Ульяновской взяли бы только одну книгу – "Капитал" Маркса. А вы?
Картина получила премию "Оскар" за спецэффекты. Действительно, путешествие сквозь время выглядит достаточно эффектно. Хотя вот морлоки, например, совершенно никуда не годятся: латекс, выкрашенный в неестественный серо-голубой цвет, чистая шерстка и вымытые парики на голове (см. скриншот). Кроме того, в фильме странная постановка света. Вообще говоря, с визуальной точки зрения самое привлекательное в "Машине времени" Пэла – это реконструкция 1900 года. Снег, падающий на одно-двухэтажные дома, джентльмены в сюртуках и фраках, свечи в люстрах, ковры, старинные часы, машина времени в форме санок. Впрочем, это гораздо больше напоминает Диккенса, нежели Уэллса!