Интереснейший киноэксперимент видного французского режиссера Алена Рене: попытка рассказать "простую историю", почти полностью уничтожив линейность повествования. И попытка, замечу, успешная!
Чтобы сюжетно обосновать свою деструкцию, Рене берет за основу тему путешествий во времени.
Клод Ридде находится в реанимации. Он пытался убить себя, выстрелив в сердце. Однако врачи его откачали. Когда Клод выходит из больницы, к нему подходят представители засекреченной организации, которая занимается исследованием путешествий во времени. Они считают, что Клоду нечего терять, поэтому он согласится принять участие в эксперименте, – доселе в прошлое отправляли лишь белых мышек. И действительно, Клод соглашается.
Таких путешествий во времени я еще не видел! Клод исчезает, когда машина времени начинает работать, но, в буквальном смысле, его тело не оказывается в прошлом. Он просто заново переживает события того времени. Он превращается сам в себя, но уже ничего не может изменить. Он занимает позицию чистого наблюдателя "изнутри".
Здесь, сразу и безусловно, показывается то, что собой представляет его жизнь. Его жизнь – это любовь к Катрин. Эксперимент моментально выходит из-под контроля, когда внутри машины времени оказывается человек. В фильм также включен психоанализ. Повторяются кадры, повторяются моменты из прошлой жизни Клода, но все дальше и дальше – вплоть до самого финала – удаляется самое ключевое и самое кошмарное событие в прошлогодней жизни Клода. То событие, из-за которого он совершил самоубийство. Клод боится вспоминать само событие, но вспоминает свои рассказы об этом событии.
В этих нескольких строчках я практически рассказал о фильме всё. Якобы хаотичная нарезка событий, прерывающихся на полуслове, многократно повторящихся, дает зрителю полное представление о характере Клода, и меньшее представление о характере Катрин. Меньшее, потому что образ Катрин преломляется через призму восприятия Клода. Но всё дальше и дальше уводят его воспоминания. Тело, физическая оболочка, постепенно теряет всякий смысл.
Охрененный фильм о любви, о торжестве чувства любви над временем, — причем все сделано исключительно за счет монтажа. Мастерская работа, которая значительно превосходит другие фильмы на ту же тему, например, фильм "Где-то во времени".
Дмитрий Савочкин:
Он спрятался! Он спрятался!.. Ой нет, не так... Мы теряем его! Мы теряем его!
Я стал замечать за собой одну странность. Когда я смотрю какую-нибудь уморительно снотворную поебень с претензией на глубокомысленность (что случается, как правило, если кто-то из интеллектуально развитых, не чета мне, авторов "экранки" решит развивать своих коллег ментально, и закажет вышеуказанный фильм в разделку), первую половину фильма я искренне уверен, что не смогу поставить ему больше двойки. Зато вот потом, просмотрев больше половины картины, я начинаю испытывать к фильму какую-то странную слабость, что-то вроде стокгольмского синдрома. Ну, знаете, раз уж я составил себе труд, и досмотрел этот фильм до конца, может быть, он не так уж и плох?.. Может быть, что-то в этом есть? И как только я даю слабину, и против воли допускаю подобную мысль, мой мозг начинает собирать подтверждения её истинности, и вот — я уже готов сдержанно хвалить этот фильм, ставлю ему три (а то и три с половиной) и перечисляю в рецензии его достоинства.
Но теперь со мной этот фокус не пройдёт. Фильму Алена Рене "Люблю тебя, люблю" я больше двойки не поставлю. Потому что больше этот фильм не заслужил.
Чтоб вы поняли суть моих претензий, я вам сейчас расскажу, о чём этот фильм. Это фильм о том, как чувака, который пытался покончить с собой он нетранспортабелен мы ещё поищем спасибо не проедете ли с нами, потому что убил свою жену, не убил свою жену, не жену, убил, не убил, газ, пытаются отправить в прошлое не минуту. в прошлое не минуту. в прошлое на минуту. в прошлое на минуту. Мы теряем его! Всё, мы потеряли его.
Сюжет составлен буквально из обрезков. Это набор кадров из жизни чувака, смешанных в случайном порядке. Наверное, авторы хотели показать исследование человеческой... я не придумал, как закончить фразу. В любом случае, авторам это не удалось. Псевдотвист в конце убог, хаотичный набор недоэпизодов нихуя не даёт никакой связности, идеи в фильме нет, и, главное, совершенно непонятно, зачем было городить весь этот капустник с учёными и путешествиями во времени для того, чтобы показать моральные муки чувака, который обвиняет себя в смерти своей жены, и пытается из-за этого покончить с собой. Проще было снять обычную мелодраму. Проще и честнее.
P.S. Блять, стокгольмский синдром побеждает. Всё-таки похвалю в фильме хоть что-нибудь: мягкая камера депривации, в которой сидит главгер, прикольная.
Есть режиссеры хитрые, а есть хитрожопые. Рене из вторых. Снял банальную, мелодраматическую историю несложившихся отношений мужчины и женщины, жутко банальную, ужасно неинтересную, а потом раскроил ее на эпизоды длительностью примерно с минуту и перемешал, причем некоторые эпизоды временами повторяются. А чтобы как-то эту несмотрибельную скучищу оправдать… Думаете, преподнес их как предсмертные воспоминания самоубийцы? Наверняка изначально так и хотел, да – там чувак пытался покончить с собой, но его откачали. Но Рене не откачал бы бабла на такое клише, поэтому он преподнес эти воспоминания не как воспоминания, а как… путешествие во времени. Начинается фильм интересно. Чуваки из какого-то секретного учреждения убеждают спасенного самоубийцу поучаствовать в эксперименте по перемещению во времени. Машина времени действительно зачетная, пожалуй, лучшая, что я видел в кино. Только вот беда: чувак то исчезает, то появляется в самой машине, но вот никак не убедить зрителя, что он перемещается во времени. Потому что нам показывают обычные флэшбеки, обычные воспоминания – раз он исчезает физически сейчас, то его двойник должен появляться там; ну, пусть не двойник, пусть тело куда-то пропадает, а перемещается сознание, но по-любому, он, отягощенный знанием о будущем, должен соответственно вести себя в прошлом, должен пытаться что-то изменить. А нам, повторюсь, впаривают крошево обычной мелодрамы, обрывки, которые можно интерпретировать лишь только как воспоминания. Уверен на сто процентов – всю этую затею с машиной времени приплели в последний момент то ли ради повышения бюджета, то ли, скорее всего, ради привлечения массового зрителя в кинотеатры. Привлечения обманом.