В ходе подготовки к номеру про путешествия во времени я обнаружила, что на Сандэнсе есть премия Альфреда Слоуна, которая выдается фильмам про ученых и разные хитроумные открытия. Одним из призеров как раз и является Primer, фильм о том, как инженеры строили антигравитатор, а построили машину времени и не учли временных парадоксов. Малобюджетка с пятью актерами в духе фильмов Винченцо Натали ("Куб"). Стиль фильма вполне можно определить как пси-фай. У "Детонатора" довольно интересная история: его режиссер, сценарист и один из актеров Шейн Каррут — инженер, математик, который после смены нескольких работ решил стать писателем, а в процессе обнаружил, что с кинообразами работать ему кажется более интересным. В итоге он три года учился — и снял фильм, в котором развлекательная часть практически не предусматривалась. Вот история создания — 1) история, 2) история на русском.
"Детонатор" состоит из двух частей. В первой два молодых инженера Эйб и Аарон отделяются от основной группы и начинают проводить опыты с неким устройством, уменьшающим массу тел. Постепенно оказывается, что устройство работает с целой массой побочных эффектов — адский ящик издает подозрительное гудение, выдает мощность большую, чем ему полагается, вытворяет какие-то странные вещи с питанием, а позже (если верить переводчику) оказывается, что его можно приспособить для выращивания протеина -) Перевод делает фильм во многом более загадочным, чем он является на самом деле. Первая часть фильма, где инженеры разговаривают о сверхпроводимости и с серьезными, подчас даже трагическими лицами потрошат холодильник, собирают из трубок и разного хлама свое устройство, очень деловита. Герои мрачны и сосредоточены, потому что на работе их не ждут прорывы. Им обязательно нужно что-то открыть, заработать денег, изобрести нечто новое, потому что в ответ на вопрос: "Что происходит с инженерами после сорока?", коллеги шутливо отвечают: "Их убивают". Поэтому все свободное время герои проводят в подвале, доводя до совершенства чудовищное устройство.
Во второй части фильма Эйб и Аарон все-таки понимают, что они создали, и начинают использовать машину времени с замкнутым циклом для того, чтобы заработать денег. Но чем больше двойников они создают, тем запутаннее становится ситуация, тем сильнее побочные эффекты. "Primer" — донельзя обыденное кино. Именно поэтому в нем отлично чувствуется ожидание, неудача, нетерпение, — в общем, всякие мелкие, неприятные ежедневные переживания. Никаких поражающих воображения спецэффектов тут нет — люди закрываются в зловеще выглядящей железной коробке, чтобы затем выбраться из нее. Тематика сложных последствий путешествий во времени — это целый трагический пласт "временного" отделения фантастики. В "Детонаторе" действия двойников так плодятся, что к концу понять, что происходит, становится по-настоящему сложно. Есть даже схема временных перемещений для тех, кто совершенно потерял нить, — http://www.ekranka.ru/misc/primer-chart.jpg. В общем, хорошее кино для гиков.