Режиссер:
Виктор Гресь. Сценарий: Михаил Рощин, Операторы: Эдуард Тимлин, Александр Яновский, Композиторы: Вероника Долина, Олег Каравайчук.
В главных ролях: Сергей Колтаков, Альберт Филозов, Елена Финогеева. В ролях: Александр Кайдановский, Анастасия Вертинская, Евгений Евстигнеев, Евдокия Германова, Владимир Сошальский, Владимир Кашпур, Марк Гресь.
Награды: 1990 — Международный форум-фестиваль католических фильмов "Религия и духовность" в Западном Берлине. .
Советское фэнтези перестроечного периода. Звучит довольно устрашающе. Но на деле всё гораздо хуже, ибо фильм Виктора Греся – адская "сокуровщина" в самом худшем смысле этого, в общем-то, прекрасного слова.
Изначально у меня было намерение смеху ради ввести читателей в заблуждение: нарезать десяток красивых скриншотов (я так и сделал) и тщательно расхвалить этот "незаслуженно забытый фильм", чтобы читатели, воодушевившись моим панегириком, долго искали, потом долго скачивали, а потом долго (целых 164 минуты) мучились, глядучи этот фильм и чувствуя всеми фибрами души, как бессмысленно и безвозвратно уходит в никуда драгоценное время их жизни.
"Новые приключения янки при дворе короля Артура" – бесчеловечное надругание над живым, иронично-юморным текстом Марка Твена. Конечно, тот, кто читал роман, охотно клюнет на удочку Греся и сценариста Михаила Рощина. А тот, кто не читал, подумает: "Приключения? Это интересно!" На самом деле, в фильме нет ни Марка Твена , ни приключений. Впрочем, янки в исполнении Сергея Колтакова, пилот американского самолета, который провалился во времени, имеется. Есть также король Артур и Мерлин (обоих играет Альберт Филозов), Ланселот (Александр Кайдановский) и Моргана (Анастасия Вертинская). Другая звезда отечественного кино, Евгений Евстигнеев, играет епископа. Актерский состав, как будто, не предполагает такой лажи, какая получилась у Греся. Но Гресь снимал многомысленное, точнее говоря, многодумное, философское кино, где реальность перемежается с иллюзиями и снами. Однако единственная мысль, которая действительно заслуживает внимания, растягивается как жевательная резинка на протяжении почти трех часов и в конце концов жутко надоедает, как надоедает собеседник, беспрестанно жующий перед твоей физиономией жевачку. Людям средневековья не нужен человек из будущего, и не нужны технологические достижения будущего. Собственно говоря, единственное, что может предоставить отсталым народам современный американец, это оружие, которое, в конце концов, всех переубивает.
Ради этой нехитрой истины зрителю приходится терпеть бесконечные скитания героя Колтакова по пазолиниевским пустыням (авторы фильма считают, что средневековая Англия представляла собой пустыню).
Когда смотришь фильмы эпохи горбачевского "сухого закона", трудно отделаться от мысли, что советскими творцами в то время овладело невероятной силы похмелье. Их фильмы отличаются заторможенностью, бледностью и вялостью, в них отсутствует движение (лишь бродят какие-то мрачные тени), зато много страдания и мыслей о смерти. Делириум какой-то!