Режиссер:
Роман Полански. Сценарий: Роман Полански (по одноименному роману Айры Левина), Оператор: Уильям А. Фрейкер, Композитор: Кшиштоф Комеда, Продюсер: Уильям Кастл.
В главных ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис. В ролях: Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс, Чарльз Гродин.
Награды: "Оскар" — Лучшая женская роль второго плана (Р.Гордон). "Золотой глобус" — Лучшая женская роль второго плана (Р.Гордон). David di Donatello Awards — Лучший иностранный режиссер, лучшая иностранная актриса (М.Фэрроу). Fotogramas de Plata — Лучшая иностранная актриса (М.Фэрроу). Синдикат французских кинокритиков — Лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — Лучший актер второго плана (С.Блэкмер), лучшая актриса второго плана (Р.Гордон). Photoplay Awards — Золотая медаль..
Интересные факты о фильме:
По интернету ходят слухи, что, якобы, "Ребенка Розмари" должен был снимать Альфред Хичкок. На самом деле, это не так.
Другой популярный слух гласит о том, что техническим ассистентом Поланского во время съемок был основатель церкви Сатаны Антон ЛаВей. Это тоже вздор, хотя ЛаВея приглашали рекламировать фильм.
Фильм стал первой экранизацией Поланского, и экранизацией дотошной. Он полностью воссоздавал части диалогов, цветовые схемы и одежду.
Права на роман принадлежали режиссеру и продюсеру Уильяму Кастлу. "Парамаунт" дал зеленый свет проекту, но при условии, что фильм будет снимать кто угодно, только не Уильям Кастл.
Первый американский фильм Поланского.
Костюм дьявола был продан в 1971 году и впоследствии использован в хорроре "Убежише дьявола" (1975).
Поначалу на главную роль Полански выбрал актрису Тьюздей Вельд, но она не подошла. Следующей кандидаткой стала Джейн Фонда, однако Фонда предпочла отправиться в Европу, чтобы сняться в "Барбарелле", которую ставил ее муж Роже Вадим. Полански решил было попробовать в роли Розмари свою супругу, актрису и модель Шерон Тейт, но директор картины Роберт Эванс нашел на ТВ Миа Фэрроу — в то время жену Фрэнка Синатры.
Айра Левин называет "Ребенка Розмари" единственной и лучшей экранизацией, когда-либо сделанной в Голливуде.
В 1997 году Айра Левин опубликовал продолжение романа — "Сын Розмари".Версия для печати
Первым голливудским фильмом Романа Поланского стала экранизация свежего романа Айры Левина "Ребенок Розмари", сделанная с невероятной дотошностью: Полански следовал всем описаниям в тексте, тщательно соблюдая колорит интерьеров и внешний вид персонажей. Кроме того, он не коверкал диалоги. Впоследствии Левин восторженно заявит, что фильм Поланского – лучшая из сделанных в Голливуде экранизация литературного произведения. Высокая похвала со стороны автора оригинала! Как зритель, я тем более согласен с Левином. Добавлю также, что после просмотра фильма роман читать уже необязательно (впрочем, я прочел его еще до просмотра).
Миа Фэрроу (накануне съемок она развелась со своим мужем, звездой американского кино и эстрады Фрэнком Синатрой) играет трогательную и беззащитную Розмари, жену актера средней руки по имени Гай Вудхауз (в его роли снялся знаменитый "независимый" режиссер Джон Кассаветис). Они переезжают в новую просторную квартиру. Первые кадры показывают, что отношения двух супругов практически идеальны: выходя из такси, они держатся за руки, подшучивают над собой и окружающими.
Дом пользуется дурной славой, – об этом супругам сообщает их друг Хатч, пожилой писатель, пишущий книжки для молодежи. В самой же квартире обнаруживается некая странность: к шкафу, находящемуся в нише, придвинут второй, очень красивый и тяжелый шкаф.
По соседству, за стенкой, обретается престарелая чета Кастеветов. Вудхаузы не хотели с ними якшаться, так как хорошо понимали, чем чреваты подобные отношения: некоторые старички бывают очень навязчивыми. Однако знакомство с Кастеветами все же произошло, и при весьма печальных обстоятельствах: воспитанница соседей выбросилась из окна. Пара слов сочувствия со стороны Розмари – и вот уже на следующий день скорбящая Минни Кастевет приходит в гости, чтобы выразить благодарность за соболезнования и пригласить на ужин.
Центральной темой для беседы в гостях у Кастеветов становится визит Папы Римского в США. Судя по всему, Кастеветы – антиклерикалы. Этот вечер покажется скучным Розмари, однако Роман Кастевет произведет такое сильное впечатление на Гая своими россказнями о странах, где он бывал, своей снисходительной иронией по отношению к себе и, видимо, чем-то еще (они беседовали в комнате, пока Розмари помогала на кухне с посудой), что на следующий день, к недоумению Розмари, Гай снова заглянет к соседям. А потом еще, и еще. Кастеветы становятся его лучшими друзьями.
Вскоре в карьере Гая начнутся изменения к лучшему. Но — благодаря несчастному случаю. Внезапно слепнет актер, утвержденный на отличную роль, на которую также претендовал Гай. Роль достается Гаю. Он, воодушевленный переменами, предлагает Розмари завести ребенка. В одну странную ночь, наполненную видениями, Розмари беременеет. Внимание, проявляемое любезными Кастеветами, становится избыточным. Жесты доброй воли становятся похожи на надзор.
В животе Розмари растет плод, а в мозгу ее растет и крепится подозрение, что она находится в центре заговора. Мол, Кастеветы – ведьмы, и они хотят ее ребенка. Как только она родит, они выпьют кровь младенца, принесут в жертву сатане его нежную плоть. А что самое ужасное, ее Гай – на их стороне, он – соучастник готовящегося преступления…
Этому фильму я отдаю пальму первенства в жанре "оккультного хоррора". Не только потому, что Полански изощренно нагнетает напряжение в фильме параллельно с биологическими изменениями внутри организма Розмари, разрождаясь в итоге устрашающим финальным твистом. И не только потому, что ему удалось до самой развязки соблюсти интригующую двусмысленность: фильм показан исключительно через призму восприятия Розмари, а значит, действительно, многое из происходящего могло быть всего лишь ее бредом, паранойей, вызванной беременностью.
Самое главное то, с какой необыкновенной легкостью Полански пугает обыденностью. В его "реалистичный" фильм, где совсем нет спецэффектов, веришь больше, чем в дюжину прочих тематических хорроров. Культ сатаны состоит из старых пердунов, американских обывателей, мило улыбающихся тебе. Улыбающаяся масса, сверкая искусственными зубами, источая запахи старости, подавляет твою волю и распоряжается твоей душой. Это по-настоящему жутко и по-настоящему неожиданно. Ведь все прочие оккультные хорроры изображают по-театральному представительных сатанистов, брызжущих жизненной силой, и подобная витальность может вызвать у зрителя "симпатию к дьяволу". Но то, что изображает Полански, весь этот престарелый сатанизм, помноженный на цивилизованное лицемерие и суетливую любезность, – отвратительно. Смею полагать, что Полански сделал очень богоугодный фильм.
Сюжет "Ребенка Розмари" построен Левином так же, как и сюжет другого его романа – "Степфордские жены" (об экранизации этого романа написано здесь). Герои обоих повествований – женщины-домохозяйки. На самом-то деле, они никакие не "хозяйки". Они не распоряжаются ни своим домом, ни собой. Они одиноки, их окружает суровая стихия, и во всем свете нет ни одной души, которая могла бы за них вступиться. Для домохозяйки главная и единственная опора – ее муж. Но именно мужья в обоих сюжетах оказываются слабыми и податливыми, ненадежными. Эти ребята, идя под венец, держали фигу в кармане и преследовали исключительно свои корыстные цели. В сюжетах Левина нет любви между мужчиной и женщиной.
Нам показывают жалкие трепыхания женщины в бурлящем океане зла, причем в "Ребенке Розмари" женщине приходится спасать не только свою жизнь, но и жизнь чужую, тихо зреющую внутри.
Рецензия посвящается Роману Поланскому, который в последнее время чем-то напоминает своих персонажей. Диавольская Америка ополчилась на него так же, как на Розмари. Он к ним, понимаете ли, со всей своей открытой душой и талантом ("Ребенок Розмари" и "Китайский квартал" стали безусловной классикой американского кино), а что взамен? Год спустя после выхода "Ребенка" на экраны, отморозки из "племени" Чарльза Мэнсона, считавшего себя "иисусом" и "сатаной" в одном лице, с неимоверной жестокостью убили его беременную жену Шэрон Тейт. Пытаясь заглушить душевную боль, Полански начал искать утешение в сексе (тогда как другие ищут в наркотиках и бухле), но и тут его постигло жестокое разочарование: обвинение в растлении малолетних. Осознав, подобно Розмари, что собой представляет свободная страна безграничных возможностей, Полански попытался бежать. И, подобно "дружелюбному" доктору Хиллу, 26 сентября 2009 года швейцарская полиция любезно приняла его в аэропорту Цюриха, чтобы передать в длинные руки преследователей...