Завязка Представительного вида джентельмены, бурно поспорив, решили зачем-то кого-то откуда-то выпустить. Потом нам показывают этого кого-то — кроткого набожного мужичка, посещающего какие-то стремные явки, чтобы выяснить местопребывание некоего шибко зашифрованного субъекта. А самый представительный из джентельменов, откуда-то выпустивших этого мужичка, незаметно следует за ним.
Вплоть до какой-то глуши.
Мужичок же не лыком шит, ловко уходит от "хвоста" и встречается в лесу с тем, кого искал. Это уважаемый в городке человек, учитель истории, знающий толк в антикварных часах и, в качестве хобби, ремонтирующий подобные на городской ратуше. Как раз в этот день он должен жениться на прекрасной даме, дочери бургомистра (наверное, все же, не бургомистра, а мэра или типа того, но мне слово нравится).
Набожный мужичок трет корефану, что он познал бога, раскаялся и спецом приехал, чтоб и закадычного друга пролечить духовно. Признается, что за ним был "хвост", но он оторвался. Корефан смекает что к чему и крепко, по-дружески обняв мужичка за шею, душит его, а труп забрасывает листьями.
Дело в том, что раскаявшийся мужичок — бывший начальник концлагеря, которого отпустили только за тем, чтобы он, в своем религиозном угаре, привел представительных джентльменов из организации по розыску беглых нацистских преступников, к этому вот дружбану, которого никто никогда не видел, потому что он мудро шифровался даже в пору расцвета Третьего рейха — ведь это он, а не тщеславный Геббельс, на самом деле придумал геноцид и холокост!
Это исчадие рейха играет лично режиссер фильма Орсон Уэллс.
Представительный джентльмен, хоть и не видел с кем встречался отпущенный нацист, быстро смекает кому отвечать за холокост, потому что, во-первых, все говорят. что персонаж Уэллса единственный в городке чужестранец, приехавший недавно, и, во-вторых, единственное что компетентным органам известно об изобретателе геноцида — его страсть к антикварным часам.
Про что Представительному джентльмену предстоит играть в интеллектуальные кошки-мышки, чтобы вывести на чистую воду изверга, как-то доказав общественности, что весьма и весьма уважаемый в их городке учитель истории — самый мерзкий фашист на свете.
Само собой, главная трудность — заставить прозреть новоиспеченную жену нациста, ослепленную любовью.
Как и почему так Поначалу фильм на текстуальном уровне цепляет недосказанностями, а на визуальном всякими операторскими причудами, нуаристостью картинки, но после прерасной многообещающей завязки, когда начинается самое главное и ждешь всякого саспенса и виртуозных шпионских игр, случается облом — всех создателей картины враз покидают ум и фантазия и они бесхитростно фиксируют на пленку всякие донельзя банальные скучные действия.
Сам Уэллс называл этот фильм худшим в своей карьере и, если не ошибаюсь, это единственный фильм, который он снимал не из любви к искусству, а исключительно ради бабла.