Режиссер:
Терри Гиллиам. Сценарий: Терри Гиллиам, Майкл Палин, Оператор: Питер Бизио, Композиторы: Джордж Харрисон, Тревор Джонс, Майк Моран.
В главных ролях: Джон Клиз, Шон Коннери, Йен Холм, Кенни Бейкер, Крэйг Варнок, Ральф Ричардсон. В ролях: Дэвид Уорнер, Шелли Дювалл, Кэтрин Хелмонд, Майкл Палин, Питер Воэн, Дэвид Раппапор, Малкольм Диксон, Майк Эдмондс, Джек Пёрвис, Тайни Росс, Дэвид Раппопорт.
Награды: Академия НФ, фэнтезии и фильмов ужасов, США — Президентский приз..
Интересные факты о фильме:
Исполнителем продюсером и композитором выступил Джордж Харрисон, один из "ливерпульской четверки".
На роль Кевина просматривалось огромное количество мальчиков соответствующего возраста. Агент увидел брата Крейга Варнока и отправил его на прослушивание. Крейг пошел с ним с компанию. Терри Гиллиам заметил Крейга и обратил внимание на то, что тот, в отличие от прочих мальчиков, выглядит интеллигентно и ведет себя тихо. Именно это и требовалось.
Ральф Ричардсон, сыгравший бога, снимался в своем собственном костюме.
Роль дьявола была предложена Джонатану Прайсу, но тот был занят на съемках "Лазейки".
В 1996 Гиллиам и Чарльз МакКеон написал сценарий для "Бандитов времени 2", но из-за смерти двух актеров-карликов — Джека Пёрвиса и Дэвида Раппопорта — передумал снимать сиквел.
В сценарии Гиллиама была такая строчка: "Воин снимает шлем и оказывается, что он очень похож на Шона Коннери, только чуть ниже ростом". Гиллиам был приятно удивлен, когда каким-то образом сценарий попал Коннери в руки и тот изъявил желание сняться в фильме.
Съемки велись в лондонской студии, а также на натуре в Англии, Уэльсе и Марокко.
Владимир Гордеев:
Своеобразный взгляд Терри Гиллиама на европейскую историю
Первый "самостоятельный" фильм Терри Гиллиама, в котором он попытался отойти в сторонку от "Летающего цирка Монти Пайтона" и снять шикарный детский фильм в духе "Алисы в стране чудес". Впрочем, фильм сделан with a little help from his friends – одну из ролей играет Джон Клиз, а Майкл Палин не только играл, но и помогал Гиллиаму в написании сценария.
Вот за что я люблю фильмы Гиллиама, так это за безудержный полет фантазии. Заметим также, что во время своего свободного полета Гиллиам, словно большая прекрасная птица, презрительно срёт на омерзительно пошлый мир материальных ценностей, проплывающий под ним. Птица по имени Гиллиам никогда не наступает на горло собственной песне, каждый его фильм – успешная попытка вырваться за обозначенные масскультом пределы. Иногда эти попытки успешны настолько, что птица Гиллиам удаляется столь далеко, что ее уже невозможно ни увидеть (как это случилось с "Дон Кихотом"), ни понять (как это случилось со "Страной приливов").
Фильм "Бандиты времени" — один из лучших и к тому же коммерчески успешных, что редкость, фильмов Гиллиама. В начале фильма он показывает семью, пропитанную духом материальных ценностей. Папа и мама проводят каждый вечер, обсуждая бытовую технику и слепо таращась в телевизор с популярной телеигрой внутри (мера популярности игры кореллирует с уровнем ее дебильности – а "Монти Пайтон" непревзойденно могли изображать дебилизм). Их малолетнего сына Кевина, увлекающегося европейской историей, несомненно постигла бы подобная участь. Но Гиллиам не дает этому свершиться. Ночью из платяного шкафа в комнате мальчика выскакивает рыцарь на белом коне, и тут же вместо одной из стен комнаты появляется лес, всадник скачет туда, – и вот уже стена снова на месте…
Клянусь, как-то раз в детстве со мной произошел такой же номер. Это было на даче. Поздно вечером я вернулся с речки домой, пробрался в сумерках до кровати и залег спать. Но что-то не спалось. Я начал ворочаться, взбивать подушку и в какой-то момент повернулся к стенке… и не увидел ее. Вместо нее была затянутая вечерним туманом опушка на берегу реки, откуда я только что вернулся. Подобное зрелище настолько ошеломило меня, что я немедленно отвернулся, а когда повернул голову обратно, то вместо опушки увидел стену.
Впрочем, все остальное в фильме – уже чистой воды вымысел.
Алчные карлики, работавшие на Господа Бога, украли у своего работодателя карту, на которой размечены дыры во времени. Мечтая о славе международных преступников, они ступают на "большую дорогу", но первым делом попадают в комнату Кевина. Гиллиам достоин всяческого уважения хотя бы за то, что делает главными героями своего фильма карликов – этих загадочных существ, к которым я с детства питаю странную симпатию. Кевин прыгает в дыру во времени, как Алиса в свое время прыгнула в кроличью нору. Кевин путешествует с карликами по различным историческим эпохам, пока не попадает в лапы к Сатане. Прекрасные актеры Иен Хольм, Джон Клиз, Шон Коннери создают комедийные образы реальных и литературных исторических героев – Наполеона Бонапарта, Робина Гуда, Агамемнона. Европейская история выглядит абсолютно фэнтезийной и, что самое интересное, с каждым прыжком героев во времени становится еще более фэнтезийной, пока, наконец, карлики и Кевин не оказываются в окончательном Запределье.
Фильм выделяется отличными спецэффекты и комбинированными съемками, но в первую очередь – иронией и прекрасным черным юмором. Жаль, что нынче в Британии разучились делать комедии…