Режиссер:
Иван Вырыпаев. Сценарий: Иван Вырыпаев, Оператор: Андрей Найденов, Композиторы: Айдар Гайнуллин, Андрей Самсонов, Сергей Ефременко, Виталий Лапин, Олег Костров, Александр Лушин.
В главных ролях: Каролина Грушка, Алексей Филимонов. В ролях: Варвара Воецкова, Юлия Снигирь.
Забавный фильм-концерт театрального кинорежиссера Ивана Вырыпаева о том, как Санёк из Серпухова полюбил водку столичную Сашу под ритмы музыки рэп и убил свою жену лопатой. Или, скажем так, это такой концептуальный фильм, состоящий из десяти музыкальных тем с видеорядом, – что-то вроде "Пинк Флойд – Стена", только бессмысленное и бессвязное.
Каждая тема начинается с одной из десяти заповедей. "Ого, — подумал я, начав просмотр, — да это же настоящий рэперский фильм!" Но где-то в середине рэп закончился. И тут же что-то в механизме фильма поломалось, и он стал скучным, хотя и не настолько, как предыдущий фильм Вырыпаева "Эйфория" (в середине этой аграрной мелодрамы я попросту вырубился. Впрочем, мне снились радужные сны. Сие красочное обстоятельство позволяет мне считать "Эйфорию" все же относительно неплохим фильмом). В историю про Санька и Сашу вклинилась пафосная хуета про арабов и евреев. Конечно, это тоже очень по-рэперски – стремительно оттараторить какую-то банальщину, основанную на политических сюжетах десятилетней давности (тут справедливости ради надо заметить, что спектакль театрального режиссера Вырыпаева "Кислород" предстал перед зрителем еще в 2002 году), но кинорежиссеру Вырыпаеву зачем-то понадобилось заменить аудиовоспроизведение титрами (видимо, чтобы подчеркнуть серьезность данной темы), и это сразу нарушило ритм фильма, замедлило его и принесло в мое сердце боль и тоску. Потом титры сменились затяжным театральным монологом (точнее говоря, занудным гоном), отснятым на домашнюю видеокамеру, что окончательно подорвало доверие к фильму, столь здорово начинавшемуся.
В дальнейшем ситуацию чуть-чуть подправили две композиции Marksheider Kunst, но они практически не повлияли на сюжет. Собственно, говорить особо не о чем: любовь Санька и Саши по-прозвищу Кислород изначально была какая-то куцая, лишенная как будущего, так и настоящего. Но Вырыпаев все-таки выкрутился: в финале он отправил Санька на свидание с Рамой, и это была хорошая финальная точка.
Больше всего в фильме, помимо его начала, мне понравилось то, что Вырыпаев соединил в своей героине Саше два архетипичных женских образа современного массового искусства: Лилу и Лолу.
Когда Саша бежит (а бегает она на протяжении всей второй половины фильма), она похожа на Лолу из "Беги, Лола, беги". Когда стоит на месте или лежит, она похожа на Лилу из "Пятого элемента". Больше всего, конечно, она похожа на Лилу, потому что тоже является одним из "первоэлементов" – воздухом (кислородом). Однако вместе того, чтобы спасать мир, Санек из Серпухова умирает от аллергии в поле конопли, гасит жену лопатой и стоит в "очереди за солнцем на холодном углу, ты сядешь на колеса, я сяду на иглу". Эх, Санек, Санек, мудила ты стоеросовая…
Также обращает на себя внимание тот факт, что читать рэп в фильм пригласили польскую артистку. Ее акцент звучит мило. Похоже, что мода 70-х на польское возвращается.
Дмитрий Савочкин:
И если человечеству сказать "не убей", а кислорода вдоволь не предоставить, то всегда найдётся Санёк из маленького провинциального городка, который возьмёт кислородную лопату и убьёт свою некислородную жену
Отличное кино. Не смотря на всю мою нелюбовь – не сказать "ненависть" — к рэпу, я не могу не признать, что первые, скажем, минут сорок картины представляют собой полный приятных неожиданностей экспериментальный балаган, практически ни на минуту не провисающий, и не дающий скучать. Оставшиеся полчаса чуть попроще, видно, что авторы несколько выдохлись к концу, но послевкусие остаётся хорошее.
Сюжет легко пересказать за две минуты, но дело, конечно, не в нём. Парень Саша полюбил девушку Сашу, и из-за этого начался сыр-бор. Не ахти какой, скажем откровенно. Суть фильма – в характерной модернисткой форме, которую один наш автор окрестил "фильм-концерт", а другой, даже не посмотрев фильм, в шутку назвал "рэп-оперой". До оперы там, конечно, далеко, но характерная, видеоклиповая подача материала: закадровый рэп и иллюстрирующие его кадры фильма, словно видео-альбом рэп-дуэта – выглядит незаурядно.
Подача материала, технологии съёмки, спецэффекты, мультипликация – все эти навороты меняются от клипа к клипу, от композиции к композиции, демонстрируя широкую и глубокую кено-ырудицыю авторов. Впрочем, с главной задачей – не давать зрителю скучать – эта кино-каша справляется довольно успешно. Нельзя сказать, чтоб слишком глубокомысленно – но и не пусто. Нельзя сказать, чтоб слишком революционно – но и не вторично.
Некоторый пафос (особенно рассуждения о войне и обилие библейских цитат) компенсируется юмором и безбашенностью, но, вероятно, может и отпугнуть часть зрителей, в частности страдающих православием головного мозга. При этом множество ёмких фраз (одна из них, укороченная – в развании рецензии) застревают в мозгу, и заставляют пусть и немножечко – но по-другому взглянуть на мир вокруг себя. А что ещё можно желать от фильма?
Я посмотрела "Кислород" — и мне оказалось совершенно нечего сказать по этому поводу. Запоминается оттуда только мысль про кислородное голодание и вдох, который следует за ним. За это и впрямь можно убить. Я же написала стихотворение, вдохновленная их телегами. Но в целом — одна мысль жуется на множестве экранов, приправленная замечательным акцентом и социальной критикой. Становится скучно и хочется отвлечься на вопрос вопрос Димбла про сексуальность Шелдона из Big Bang Theory.