Режиссер:
Джеймс Айвори. Сценарий: Рут Прауэр Джабвала (по романам Ивэн С.Коннелла "Миссис Бридж" и "Мистер Бридж"), Оператор: Тони Пирс-Робертс, Композитор: Ричард Роббинс.
В главных ролях: Пол Ньюмен, Джоанна Вудворд. В ролях: Блит Дэннер, Саймон Кэллоу, Кира Седжвик, Роберт Шон Леонард, Мэгги Уэлш, Остин Пендлтон.
Награды: МКФ в Венеции — Лучший фильм (Pasinetti Award). Kansas City Film Critics Circle Awards — Лучшая актриса (Дж.Вудворд). New York Film Critics Circle Awards — Лучшая актриса (Дж.Вудворд)..
Маленькая предыстория. В 1961 году начинающий американский режиссер Джеймс Айвори и независимый голливудский продюсер индийского происхождения Исмаил Мерчант создали компанию "Merchant Ivory Production". Они привлекли к сотрудничеству немецкую сценаристку Рут Прауэр Джабвалу.
Первые десять лет Айвори снимал фильмы в Индии. Отдав дань бывшей английской колонии (кстати, отец Мерчанта возглавлял Мусульманскую лигу и после раскола страны на Индийский союз и Пакистанский доминион отказался уезжать из Мумбая в Пакистан), Айвори обратил внимание на старушку Европу. Здесь он сразу стал "своим", и многие кинозрители до сих пор пребывают в уверенности, что Айвори – английский режиссер.
Если посмотреть за развитием карьеры Айвори, то бросается в глаза его интеллигентность, умение "пропускать вперед". Сперва он потрафил своему партнеру Мерчанту, снимая фильмы про Индию, потом уважил свою партнершу Рут Джабвалу, снимая фильмы про Европу, и только в последнюю очередь вспомнил о собственных патриотических чувствах.
Айвори снимает историческое кино, кинороманы и киноповести. Мастерски выхватывает частные жизни, не теряя из виду общей картины. Он идет от частного к общему, как Шерлок Холмс. Его фильмы наполнены ароматом эпохи. Тонкий, трогательный, психологичный фильм "Мистер и миссис Бридж", сценарий к которому был искусно скомпилирован из двух романов Ивэна С.Коннелла, стал самым успешным "американским фильмом" Айвори. Роман "Миссис Бридж" Айвори прочел еще в 1963 году в купе поезда, идущего из Калькутты в Бомбей. "Индийские поезда – отличное место для чтения книг, – писал режиссер. – Боишься только, что не успеешь дочитать роман до того, как приедешь". Он был настолько впечатлен романом, что сразу же дал книгу Рут Прауэр Джабвале и поинтересовался, как бы она перенесла ее на экран. Потом через несколько лет вышел роман "Мистер Бридж"… но только лет через двадцать дело дошло до экранизации.
Время действия картины: конец 30-х – начало 40-х. Фильм про жизнь семьи, принадлежащей к среднему классу. Джеймс Айвори всегда снимает познавательно-социальное кино. При этом он обладает поразительной чуткостью. Если же ему помогают актеры высочайшего уровня, такие как Пол Ньюман и Джоанна Вудворд, то фильмы Айвори начинают обладать убедительностью Большой советской энциклопедии.
Мистер Бридж – успешный адвокат из Канзас-сити. Типичный, судя по фильму, представитель среднего класса типичного американского города. Вот его характеристика: работящий, честный, рассудительный, лишенный чувства юмора, порядочный, справедливый, консервативный, сдержанный, любящий, преданный семье и стране. Идеальный американец. Плюс невероятная харизма Пола Ньюмана. Почти такого же идеального американца Клинт Иствуд воссоздал в "Гран Торино", хотя его герой был обычным работягой на пенсии. Если сравнивать эти два фильма, то американский рабочий класс отличается от среднего не только неотесанностью, но и гораздо более неблагополучными семейными отношениями (это хорошо было показано и в "Войне миров"Спилберга).
Миссис Бридж – полная противоположность своему супругу. Импульсивная, чувственная, увлекающаяся, демонстративно любящая. Она женственна ровно настолько, насколько мужественнен мистер Бридж. Миссис и мистер Бридж совершенно разные люди, но они отлично уживаются друг с другом.
Поскольку Айвори всегда интересовали не только классовые, но и национальные различия, он отправляет мистера и миссис Бридж в путешествие по Европе. Балуясь чайком в уличном кафе в Париже, Бридж делает безапелляционный вывод: среднего класса в Европе нет! Есть либо богатые, либо бедные. Бриджа удивляет, как вообще французы могут так работать: обедают по три часа, а потом еще всю ночь сидят в открытых кафешках. Сразу после этого приходит известие, что нацисты вторглись во Францию. Если бы в Европе был средний класс, то по чистенькому патриархальному лику Европы никогда б не расползлась черная нацисткая клякса!
Супруги Бридж возвращаются в Америку. Средний класс – это опора и поддержка Америки, поэтому им нечего делать в Европе. И дело не только в опасности. По этой же причине Бридж запрещает сыну, насмотревшемуся в кино агиток, вербоваться в авиацию. "Если нацисты нападут на Америку, тогда ты сможешь завербоваться в любую часть, а сейчас ты должен учиться в колледже". Впрочем, сыну наплевать на мнение отца. У американского среднего класса есть только одна проблема, и она идет изнутри: проблема заключается в детях, которых помимо собственного юношеского недомыслия сбивают с толку соблазны и увещевания демократически многоголосого и, видимо, многоголового социума.