Режиссер:
Мамору Осии. Сценарий — Тихиро Ито по манге Хироси Мори, композитор — Кендзи Каваи.
Награды: Ситджес — международный кинофестиваль в Каталонии — две спецнаграды (2008) Венецианский кинофестиваль — спецнаграда (2008) Mainichi Film Concours — лучший анимационный фильм (2008).
Интересные факты о фильме:
Сэйю (голос) для каждого персонажа выбирали из 60-70 кандидатур. Мамору Осии хотел, чтобы Ринко Кикути озвучивала Суито Кусанаги, ссылаясь на интуицию.
Новый фильм Мамору Осии – визионерский, медленный, с долгими планами и очаровывающей медитативной музыкой, пронизанный вселенской грустью. И, конечно, превосходно отрисованный. Самое сложное в подобных фильмах или литпроизведениях – быть убедительным, создавая иной мир. В "Небесных скитальцах" показывается альтернативная реальность. Время не определено. Точнее говоря, его трудно определить, потому что исторические эпохи склеиваются, время кажется размазанным… Герои фильма летают на винтовых истребителях с аналоговыми приборами (при этом, кстати, винты находятся в хвосте), пьют в забегаловках, выглядящих как типичные американские забегаловки 50-60-х годов (см., например, ретро-фильм Барри Левинсона "Diner"), обходятся без мобильников, но при этом телевизоры у них – жидкокристаллические. Кажется, Осии устал от видений кибернетизированного будущего, но полностью избавиться не смог, или, как можно догадаться (а потом выяснится), принципиально не захотел.
Собственно говоря, его фильм – приглашение зрителя в путешествие по миру, пребывающему в состоянии бесконечной войны (оксюморон какой-то). О таком "мире" мечтал отрицательный герой фильма Осии "Полиция будущего 2". В "Странниках" Земля поделена на две противоборствующие стороны: Америка и Европа. Война идет исключительно в воздухе. Но воюет как бы не Америка с Европой, а две огромные транснациональные корпорации, производящие летательные аппараты.
Идеальным эпиграфом к "Небесным странникам" были бы строчки из "Звезды по имени Солнце" Цоя:
Две тысячи лет война Война без особых причин Война дело молодых Лекарство против морщин.
Дело в том, что истребителями управляют исключительно подростки. Генная мутация породила касту Килдрен: пилоты никогда не взрослеют, они попросту не могут превратиться во взрослых людей. Взрослые обыватели с интересом наблюдают по телевизору за новостями, продажные женщины водят пилотов к себе домой. Ну, а работяги вкалывают на заводах, чтобы производить новые самолеты.
Этот фильм также – путешествие главного героя, пилота по имени Юйти Каннами, по заковыристому пути самосознания. Его основная задача – выяснить, откуда начался его путь. Ему достается истребитель предыдущего пилота, погибшего при загадочных обстоятельствах, – то есть, не во время воздушного боя, а на земле. Говорят, его убила Суйто Кусанаги – командирша базы, куда прибывает Юйти. С тем пилотом у нее был роман. В фильме, исключительно похожем на игровой квест, в каждом кадре разбросаны подсказки: жженая спичка; то, что главный герой интуитивно доверяет курящим женщинам и т.д. и т.п.
В конечном итоге у меня создалось впечатление, что Осии изображает не альтернативный мир, а как бы человеческое посмертие. Поэтому война ведется исключительно "воздушном мире" — мире демонов и злых духов, которые, впрочем, не более, чем кармическая иллюзия. Люди ничего не понимают, страдают и перерождаются снова и снова, чтобы снова страдать. Кстати, на финальных титрах фильм не заканчивается, после титров (весьма затяжных) будет пояснение для тупых, – ну, или бонус для терпеливых, – как вам больше нравится, так это и называйте.
"Небесные скитальцы" Осии — очень красивое и очень депрессивное, безысходное аниме. Интонация, которая прослеживалась у мастера давно, здесь захватила даже небо. Отстраненность от реальности, возникающая на войне, иррациональная преданность делу, которое не имеет смысла, и жестокость жизни, от которой людей спасают только эмоциональные подушки, в "Небесных скитальцах" окутывают облаком, из которого нет выхода. Молодого летчика переводят на новую базу и дают самолет, принадлежавший кому-то другому. Он продолжает летать на боевое патрулирование, хотя неясно, что за война и кто были люди до него. По мере развития сюжета становится ясно, что война происходит между корпоративными армиями, что она создана, чтобы люди постоянно видели жертвы и сражения, что позволит держать в узде агрессивность населения. А потому никто не должен выигрывать, война должна продолжаться вечно. Этот жестокий спойлер выдается в любом описании "Небесных скитальцев", но вряд ли помешает ими насладиться. Усугубляется ситуация тем, что пилоты выглядят как подростки, хотя мыслят и действуют как взрослые. В конце всех ждут ответы, и эти ответы не понравятся.
Осии продолжает разрабатывать тему потери самоидентификации. В отличие от известного "Призрака в доспехах", здесь герои обладают расщепленным сознанием, невозможностью действовать свободно. Они не успевают прожить достаточно долго, чтобы обладать полноценным осознанием происходящего и свободой выбора. Только руководитель базы, склонная к суициду Суйто Кусанаги, понимает, что происходит, и именно поэтому так мрачна и совершает такие странные поступки. "Небесные скитальцы" — это холодный мир, в котором потери постоянны, мир прекрасных боевых машин, храбрых летчиков, чья храбрость в итоге обесценена, но которые обладают непонятной честью. Его трагедийность очень глубока и плохо передаваема с помощью описаний. Мир детей, которых ничуть не жаль, которые курят и ходят к шлюхам, но никогда не вырастут. Мечта и проклятье одновременно. Мир, в котором Учитель убьет своих учеников, чтобы война продолжалась.
Перед тем, как писать свою рецензию, я прошвырнулся по разным сайтам, чтоб посмотреть, что об этом фильме пишут другие, и поразился, насколько все рецензии похожи друг на друга ("Все хвалебные рецензии похожи на друг на друга, но каждая ругательная ругательна по-своему"). Везде описывают "мир небесных скитальцев", в котором игровые войны ведутся корпорациями, владеющими вечными нестареющими детьми, и об уютной атмосфере тихой грусти, созданной гениальным талантом Мамору Осии. Тьфу.
Фильм на самом деле крут, но лишь в конце картины замечаешь, что её главный недостаток — совершенно убогий сценарий. Кроме двух сцен в публичном доме (проститутка с короткой стрижкой покорила моё сердце; сколько она берёт, вы не знаете?) и нескольких воздушных боёв (всего их в фильме минут пятнадцать от двухчасового метража), автору совершенно нечего предложить зрителю. Тоска по нормальной жизни и ужас вечного и совершенно бессмысленного существования героев показан Осии на пять баллов, но весь этот "мир небесных скитальцев" выглядит таким надуманным для человека, привыкшего к хорошей литературе, что возникает самый настоящий КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. Хочется закричать в экран "Чувак! Убей своего сценариста, а заодно и автора манги, по которой он это накропал, тоже убей! Я напишу тебе историю в сто раз круче и без этих через-жопных выебонов".
Если же вырезать себе половину мозгов, и забыть об убогом сценарии, то останется отличная анимация (особенно волны поткрыломсамолёта), меланхолический ритм и декадентство маленьких центрально-европейских городков. Приятно, но за два часа экранного времени может и усыпить.