На самом пике своей популярности, то бишь сразу же после выхода “Рассвета живых мертвецов”, великий и ужасный Джордж Ромеро неожиданно отвернулся от своего любимого жанра и снял картину, в котором на первый взгляд не было ничего ужасного и фантастического. Большое и масштабное кино про самых настоящих байкеров-толкинистов. Эту картину я мечтал посмотреть на протяжении многих лет. Теперь посмотрел и к моей великой радости ни капли в нем не разочарован, так как оно оказалась именно таким, каким я и надеялся его увидеть. То бишь жутким сочетанием детской бескомпромиссности и одновременно большого голливудского наива.
Героев этой картины трудно назвать хиппи, байкерами, толкинистами или реконструкторами. Они — Knightriders — изгои разного возраста и разного социального происхождения. Из года в год они они странствуют по провинциальной Америке и показывают простому пролетарскому быдлу сцены из средневековых рыцарских романов. У этих людей настоящие боевые доспехи и профессиональное турнирное снаряжение, хотя верных стальных коней им уже давно делают на лучших японских заводах. Людям со стороны кажется, что все поступки этих рыцарей совершаются только для того, чтобы заработать денег и повеселить толпу, но только посвященные знают о том, что здесь все уже давно на полном серьезе.
Дело в том, что лидер наездников Король Билли уже давно потерял связь с реальностью и повторяет раз за разом все ошибки сервантесовского Дон Кихота. Билли слишком непреклонный, слишком принципиальный, слишком настоящий. После очередного конфликта с полицией, которой Король запретил давать на лапу даже после ареста одного из своих людей, многим стало понятно, что с Билли у них нет спокойного будущего. Черный Рыцарь Морган собирает группу единомышленников и уходит из табора в поисках славы и народного признания. Очень скоро он понимает, что все это дается ему слишком дорогой ценой.
У хиппи, байкеров и битников обязательно есть свои ультимативные фильмы, которые лучше всего соответствуют их представлениям о собственном облике — моральном и физическом. “Knightriders” — ультимативный фильм про толкинистов, о существовании которого похоже почти никто из них даже не подозревает. Назвать шедевром этот фильм довольно трудно, но также мало подходят под эту категорию и “Беспечный ездок” c “Бунтовщиком без причины”. Просто все эти фильмы попали “в яблочко” и этим навсегда заработали себе место в Валгалле.
Лично для меня “Knightriders” оказались тем самым недостающим звеном, которое помогло окончательно понять Джорджа Ромеро как режиссера. Довольно долго я считал его порядочным неудачником, благополучно прохлопавшим свой шанс. Теперь же вижу, что еще в начале своей карьеры он был вполне доволен сложившимся порядком вещей и каждый раз специально отказывался от компромиссов. В конце концов, есть люди, которые одевают кожаный доспех и снимаются для Playboy, а есть те, которые садятся на свой старый и побитый байк и идут на нем в лобовую атаку на первый попавшийся грузовик. И жалеть при подобном раскладе нужно вовсе не последних.
Отдельно пару слов про актерский ансамбль картины. Здесь перед нами весь козырный состав классического Ромеро, начиная со статного негра Кена Фори на втором плане и великолепного Тома Савиньи в роли Черного Рыцаря Моргана. Но отдельно хочется сказать вовсе не про них, а про Эда Харриса и Патрисию Толлман. Для Харриса роль Короля Билли стала первой главной ролью в его карьере — жгучей харизмы аутиста у него здесь не занимать. Я сейчас даже не пойму кого именно он напоминает мне в этой роли.
А вот для 24-летней Патрисии ее роль стала вообще самой первой. Девушка случайно познакомилась с Ромеро и Савиньи, и они обнаружили, что окончили одну и ту же школу. Так она в их команде после этого и осталась. Не буду перечислять где и у кого она после “Knightriders” сыграла, так как, в принципе, достаточно напомнить хотя бы две ее основные роли — главную героиню из римейка “Ночи живых мертвецов” и Литу Александер из “Вавилона-5”.
Ну и последняя деталь. Одного из самых ярких быдланов в фильме сыграл Стивен Кинг, который появился на экране не только сам, но и со своей женой Табитой. На дворе стоял 1981 год. В жизни обоих были далеко не самые безоблачные времена.