Средняя оценка:
2001. США. 100 минут.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Джордан Меламед. Сценарий — Майкл Бэколл, Блэйн Уивер, оператор — Ник Хэй, музыка — Майкл Линнен, Дэвид Уинго.
В главных ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Зои Дешанель, Сара Ривас, Майкл Бэколл, Элден Хенсон, Дон Чидл. В ролях: Блэйн Уивер, Коуди Лайтнинг, Лоурен Шуберт, Рокси Фуллер и др.
Зилич в рецензии на "Киллера" написал, что Джозеф Гордон-Левитт никогда не выходит из своей лучшей формы, и я с этим согласна. Manic — это первая яркая соло-работа Гордон-Левитта в качестве главного героя, которая оказалась на Сандэнсе и привлекла к нему внимание, после чего вышли "Загадочная кожа" и "Кирпич". Несмотря на то, что "Маниакальный" — это драма про трудных подростков (здесь еще и с психическими травмами), совмещенная с драмой про психобольницу, которая скорее ломает, чем лечит, смотрится она весьма неплохо за счет неистовой игры Левитта и Дона Чидла, взрослого мужчины, ответственного за "прогресс" ребят. Сюжет таков: в странноватую реабилитационную клинику поступает Лайл (Левитт), едва не забивший до смерти школьника на бейсбольном поле. Он ведет себя дерзко, готов драться и не способен оставаться один, бросаясь на стены. Однако, несмотря на свою дикость, он отличается от пациентов в клинике, с которыми проходит сеансы групповой терапии. Лайл живет в одной комнате с опущенным индейцем Кенни, который всех опасается и постоянно молчит. Также в кружок входит готическая дева Сара, всегда готовая навалять кому-нибудь и отлупившая собственную мать, но пытающаяся контролировать гнев с помощью рисования; нервный паренек Чед, который скоро станет богатым наследником, но слишком много болтает и курит; нежная и перепуганная Трейси, которой снятся ужасные сны, и бычок Майкл, который воображает себя черным и любит вступать в драки вместе со своими дружками. Лайл и Майкл сразу вступают в конфронтацию, и тут выясняется, что Лайл гораздо опаснее, потому что набрасывается не на жизнь, а на смерть, не задумывается о самосохранении. Первая схватка обеспечивает ему внимание окружающих, и он взаимодействует с ними, страстно желая выбраться наружу.
Manic — фильм о том, что невозможно убежать от того, что у тебя в голове. Лайлу кажется, что можно уехать в Амстердам, оставить все за плечами, он цепляется к Чеду, желая уехать с ним в Европу, но Чед срывается с катушек и нападает на окружающих, боясь то ли ответственности, то ли просто не выдерживая давления. В конце Лайл бросает всех и вырывается из клиники, бежит через поле к автобусу, чтобы понять, что автобус никуда не сможет его увезти. В фильме есть несколько весьма удачных мест, связанных с символами и поведением людей. Особенно здорово сыгран дуэт Левитт-Зои Дешанель и финальная сцена, в которой уходящий после того, как он добился Трейси, Лайл говорит: "А я как раз тебя искал", захлопывая дверь и убегая прочь. Каждый из характеров, в общем-то, достаточно интересен, но у Левитта есть скрытая харизма, загадка, которая позволяет вложить в персонажей даже больше, чем задумано. В этом его секрет, позволяющий из тощего паренька формировать героя-одиночку. "Тебя изнасиловали? Я убью этого человека для тебя".
Дополнительно нужно отметить линию психолога-тренера, который прекрасно понимает бесполезность групповых собраний, но искренне хочет помочь детям. Невозможность им помочь при наличии близости, дружелюбного отношения к подросткам поедает героя Дона Чидла. В конце он закидывается кучей успокоительного, спрашивая про "прогресс" у самого себя. Неудивительный расклад, учитывая, что добрый папа Кенни, платящий за его лечение, оказывается педофилом, а Чед набрасывается с ножом на человека. Но, несмотря на это, фильм об эволюции, о движении вперед, понимании пусть и неприятных, но обязательных вещей.