Режиссер:
Джон Форд. Сценарий: Дадли Николс, Бен Хект (по рассказу Эрнеста Хэйкокса "Дорога в Лодвуд"), Оператор: Берт Гленнон, Композитор: Герард Карбонара.
В главных ролях: Клер Тревор, Джон Уэйн, Энди Дивайн, Джон Кэррадайн, Томас Митчел, Луиз Платт, Джордж Бэнкрофт. В ролях: Дональд Мик, Бертон Черчилль, Тим Холт.
Награды: 2 "Оскара" — лучший актер второго плана (Т.Митчелл), лучшая музыка. New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер. Фильм занесен в Национальный кинорегистр..
Интересные факты о фильме:
На вопрос, почему во время погони индейцы просто не стреляют по лошадям, чтобы остановить дилижанс, Джон Форд ответил прямо и незатейливо: "В таком случае фильм слишком быстро закончился бы".
Фильм стал первым из многих в карьере Форда, отснятых в Долине монументов штата Юта. В этих местах до Форда никто не снимал, так как там не было мощёных дорог. Кроме того, с этого фильма началось плодотворное сотрудничество Джона Форда и Джона Уэйна. Для самого же Уэйна фильм стал восьмидесятым по счету.
Для Форда фильм стал первым звуковым вестерном, и вообще первым вестерном за последние 13 лет.
В постановке фильма был заинтересован знаменитый Дэвид Селзник, но он взялся бы за работу только в том случае, если бы Ринго сыграл Гари Купер, а Даллас — Марлен Дитрих.
Американский киноинститут в 2008 году поместил фильм на 9-е место в списке величайших вестернов в истории кино.
В советском прокате фильм шел под названием "Путешествие будет опасным".Версия для печати
Лирический пролог: мне абсолютно не хотелось смотреть "Дижиланс"! В первую очередь, из-за прочитанных в детстве невнятных отзывов отечественных киноведов, из которых, похоже, никто фильм не смотрел. Они описывали фильм как экшн вроде "Безумного Макса 2": дилижанс, набитый белыми людьми, полтора часа спасается от дикарей-индейцев.
Да и помимо этих отзывов были причины, почему мне не хотелось смотреть фильм: из-за неоднозначности персоны Джона Уэйна. Этот актер был республиканцем, жутким милитаристом и анти-коммунистом… Кому он вообще мог понравиться, кроме уебанов с задворков Техаса?!
Однако в этом фильме Джон Уэйн рулит. Один из симпатичнейших персонажей.
Но обо всем по порядку. Заранее только хочу оговориться, что многие сцены смотрятся сейчас наивно. И все же, несмотря на это, – обратите внимание, – драматургия, режиссерская работа в фильме, монтаж – высший класс!
"Дилижанс" — типичный роуд-муви, и это – первый вклад "Дилижанса" в стандарт киноклассики. История о путешествии, которое длится весь кинометр. В фильме множество персонажей, но они не разбредаются, они привязаны к Дилижансу. Камера не отдаляется от Дилижанса дальше, чем на пол-мили, и в то же время пол-мили – это границы сферы, которую не могут покинуть герои. Все персонажи путешествуют вдоль линии своей судьбы, которую задает поездка, путешествие, trip. Дилижанс выступает каретой судьбы.
Второе: набор оригинальных, непохожих друг на друга персонажей. Социальный хаос, классовая мешанина. При этом – со стороны режиссера – импонирующая ирония (потому что он, стервец, знает, что вскоре, перед лицом опасности, все будут почти равны). Тут надо отметить прежде всего работу как режиссера, так и сценариста. Подбирая пассажиров в дилижанс, который движется через земли индейцев, вышедших на тропу войну (кстати, вождя индейцев зовут Джеронимо), сценарист и режиссер совершенно тщательно обрисовывают характеристики персонажей. Они рисуют типажи, а блестящая игра актеров наделяет типажи жизнью.
Я без труда могу вспомнить весь состав Дилижанса. 1) Жена офицера; 2) и 3) врач-алкаш и проститутка, которых изгнали из городка благопристойные жительницы; 4) коммивояжер, продающий виски, с которым сразу "подружился" врач-алкаш; 5) Подобранный на выезде из города местный банкир; 6) Карточный шулер-джентльмен.
Управляет экипажем прожженый, сметливый кучер. К нему на козлы садится местный шериф, который надеется получить 500 долларов за поимку известного бандита Ринго (бандита как раз играет Джон Уэйн). Со слов кучера шериф понял, что Ринго пытается добраться до города, куда движется Дилижанс, и отомстить трем мерзким злодеям за какие-то провинности. Шериф давно знает кучера, а тот знает его. Поэтому кучер и разболтал шерифу "новейшую историю Ринго".
На полпути до перевалочного пункта они встречают Ринго. Ринго — маргинал и социалист. Кроме того, у него сдохла лошадь. Он сдается в плен шерифу, тем более, что оба знакомы давно (вместе пасли коров в детстве). Количество "знакомств" и "связей" в этом фильме начинает зашкаливать, но и это еще не предел.
Свободных мест в Дилижансе больше. Впрочем, Ринго это не слишком беспокоит. Он спокойно пристраивается на полу возле двери, но его начинают бесить повадки джентльмена-шулера, запавшего на жену офицера. Предлагая даме воду, джентльмен совершенно забывает о другой даме – шлюхе, изгнанной из города. Именно эта джентльменская "забывчивость" бесит Ринго. Она слегка раздражает и привыкшего ко всему циничного доктора.
Джентльмен – совершенно таинственный персонаж. В чем-то даже гротескный и абсурдный. Для него этот путь – "шоссе в никуда". Он сел в дилижанс, чтобы сопровождать Леди. Он знает, что у этой благопристойной леди есть муж, но он все равно отправляется в путь, надеясь на что-то. Никто не знает, как этот человек появился в городке, кто он такой, откуда взялся. Совершенно непонятно и зрителю. Этот персонаж – всего лишь аферист, но, как потом окажется, за время путешествия ни разу не прибегший к жульничеству. Что поражает. Персонаж, взятый с потолка. И ушедший в потолок.
Между прочим, на перевалочном пункте худенькая леди неожиданно разрожается ребенком. Доктору-алкоголику приходится срочно трезветь и принимать роды. Этот шокирующе-тривиальный сюжетный ход кажется надуманным, но вспомним о том, что Форд снимал фильм-клише.
Но вернемся к "оригинальности персонажей". Форд не только задал стандарты для роуд-муви. Он объединяет разношерстных героев. Героев его фильма объединяет не только общая конечная цель путешествия, не только стремление выжить, но и сочувствие друг к другу. "Дилижанс" – это "командный" экшн. Нечто подобное мы увидим потом во множестве голливудских фильмах: в фильмах катастроф, боевиках… в "Чужих" Камерона и так далее, включая "Псов-воинов" Нила Маршалла. Фильм Форда превращается в экшн, в неслучайную боевую стычку, наблюдая за которой, переживаешь за каждого героя. Вот именно поэтому индейцы и становятся "плохими". Они плохи потому, что обезличены. Это всего лишь враги, несущие смерть… Главным принципом фильма становится то, что персонажи соединены между собой чем-то большим, нежели стремлением доехать до конечной остановки.
Почему-то вспоминается "Потомок Чингис-хана"В.Пудовкина, снятый более, чем на 10 лет раньше. Тоже вестерн, только истерн. Конечно, фильм Пудовкина сделан не менее эффектно и зрелищно, но удивляет то, что фильм Пудовкина проповедует индивидуализм, несмотря ни на что, а фильм Форда – убедительно проповедует коллективизм.
Это путешествие для каждого героя становится ключевым в его судьбе. За счет этого обстоятельства фильм кажется пронизанным эпическим духом.
Бывали действительно хорошие вестерны, — например, "Маленький большой человек". Но это был, что называется, ревизионистский вестерн. Совершенно великолепен был "Хороший, плохой, злой" Серджио Леоне… Но сказать, что вы видели настоящий американский вестерн, вы сможете, только посмотрев "Дилижанс" Джона Форда. Пусть там даже фигурируют "плохие" картонные индейцы…
P.S. В том же, 1939, году в прокат вышел кассовый рекордсмен на долгие времена фильм "Унесенные ветром". Фильм, безусловно, великолепно поставленный и чрезвычайно зрелищный. Но, сдается мне, он не оказал такого влияния на жанровое кино, как гораздо более скромный "Дилижанс".