Награды: BAFTA — лучший грим. Британский киноинститут — приз за технические достижения. New York Film Critics Circle Awards — лучший актер второго плана (Р.Ричардсон)..
Интересные факты о фильме:
Голос Энди Макдауэлл был дублирован Гленн Клоуз.
Роберт Таун был так разочарован фильмом, поэтому что вместо своей настоящей фамилии поставить в титры псевдоним — П.Х.Вазак. Так звали его овчарку. Собака была номинирована на премию "Оскар" за лучший адаптированный сценарий.
На роль Джейн претендовала Бриджит Нильсен.
Средняя продолжительность кадров без склейки — 6 секунд.
В этом фильме Тарзана ни разу не называют Тарзаном (только "Джон" или "лорд Грейстоук").
Первый фильм, снятый в формате Super 35, впоследствии известном под названием Super Techniscope.Версия для печати
Режиссер Хью Хадсон дебютировал поздно, в 45 лет. Его дебют был подобен взрыву. "Огненные колесницы", фильм про соревнование двух легкоатлетов, получил 4 "Оскара", в том числе, как лучший фильм года. Это стало не только личным достижением Хадсона, но и достижением всего английского кинематорафа. Успех позволил провернуть Хадсону интересную штуку. Во-первых, этот британец сделал самую эффектную экранизацию знаменитого приключенческого романа американского писателя Эдгара Райза Берроуза, впервые изданного в 1912 году, а ведь подобных экранизаций снималось множество, начиная еще с немого кино, когда Берроуз был еще жив и его литературный персонаж чуть ли не каждый месяц появлялся на страницах покет-буков (самой известной экранизацией, конечно, был "Тарзан – человек-обезьяна" У.Ван Дейка, положивший начало целой кино-франшизе студии MGM). Во-вторых, Хадсон отомстил Голливуду за бесчисленные переносы иностранных сюжетов на американскую почву, полностью избавившись в своем фильме от персонажей-американцев.
Берроуз, будучи американцем, проявляет интернациональный дух, когда делает главного героя англичанином. Тем самым он как бы отдает должное европейским беллетристам вроде Жюля Верна, которые не гнушались описывать приключения своих соседей, "благородных британских колонизаторов".
В прочих экранизациях "Тарзана" обычно опускался пролог, в котором описывается, как по приказу командования английский офицер Джон Клейтон вместе со своей молодой женой едет в Западную Африку, но на корабле происходит мятеж: капитан убит, а Клейтона и жену высаживают на пустынном берегу, обещая сообщить впоследствии об их местонахождении. Клейтоны строят хижину в девственных джунглях и, видимо, от нечего делать заводят себе ребеночка (Тарзана). Потом они погибают, а малыш оказывается на попечении у стаи обезьян. В фильма Хадсона этот пролог присутствует, хотя и в весьма искаженном виде. Мятежа нет и в помине. Корабль терпит крушение, а Клейтонов и капитана прибой выбрасывает на пустынный берег. Капитан отправляется искать людей, а Клейтоны строят хижину в девственном лесу и далее по тексту.
Итак, в других фильмах о Тарзане сет-апом не заморачивались: просто в лесу живет красивый, атлетично сложенный человек-обезьяна с английскими корнями, который спасает от диких людей и зверей американскую девушку.
У Хадсона американской девушки в джунглях не будет. Вместо нее Тарзан спасет бельгийского исследователя, капитана Филиппа Д’Арно (Йен Холм). Тот найдет хижину Клейтонов, догадается, что такое есть Тарзан, обучит его французскому языку и отвезет на историческую родину (Кристофер Ламберт, хотя и родился в Нью-Йорке, – француз по национальности, сын французских дипломатов, поэтому правильнее называть его Кристофом Ламбером. "Тарзан" стал его первым фильмом, снятым на английском языке). Интересно также то, что Клейтон по сюжету фильма вовсе не англичанин, а шотландец. Таким образом, Тарзан оказывается сыном шотландского эрла, и уже в поместье деда он знакомится с мисс Джейн Портер (в этой роли состоялся дебют Энди Макдауэлл). Разумеется, Тарзан влюбится в эту очаровательную девушку, немного похожую на мартышку.
Тарзан бегает по крышам поместья, ползает по шторам и не может найти себе места. Его житие в неуютной Шотландии сопровождается смертями: сперва чудаковатой смертью умирает его дед, а потом умирает и приемный отец из джунглей, которого стреножили и в клетке доставили в Британию, – для медицинских экспериментов. Испытывая отвращение к цивилизованному миру, Тарзан мечтает вернуться в Африку…
Вообще-то понятно, почему Хадсон перенес действие фильма из Франции (откуда родом литературный Д’Арно) и Балтимора (откуда родом Джейн Портер) в Шотландию. Для того, чтобы точно воссоздать облик "каменных джунглей", требуются изрядные вложения и хорошая цифровая графика. Питер Джексон, например, потратил миллионы долларов на Нью-Йорк образца 1933 года. Графские же поместья остаются неизменными на протяжении веков, поэтому Тарзан отправляется в Шотландию…
Фильм очень зрелищен и красив, при этом в нем достаточно жестоких сцен, в том числе насилия над жывотными! Отличная работа Джона Олкотта, постоянного оператора Стенли Кубрика! Стоит отметить и прекрасный грим. Хью Хадсон изрядно потрудился, чтобы сделать серьезное кино на основе "бульварного чтива" Берроуза. И Берроузу, надо сказать, в этом крупно повезло…
Кадр из фильма. Тарзан, которого за весь фильм ни разу не назвали Тарзаном, прибывает на историческую родину.