Очаровательно старомодный оккультный хоррор, снятый Главным Режиссером британской студии "Hammer" Теренсом Фишером. Главная Звезда студии "Hammer", Кристофер Ли, сыгравший в фильме Главную Роль – французского герцога Дюка Де Ришелье, считает эту картину лучшим творением студии.
Сценарную адаптацию романа Денниса Уитли сделал еще один звездный персонаж – писатель и сценарист Ричард Мэтисон (по одному только его роману "Я – легенда" было снято аж 2,5 фильма). Интересно, что Мэтисон не стал осовременивать роман Уитли, написанный в 1935 году (в России он вышел под названием "Против тьмы").
Фильм повествует о том, как опасно заигрывать с Нечистым. Герцог Ришелье и его друг Рекс Ван Рин, прибывший в Британию после долго отсутствия, решают навестить своего юного товарища Саймона. Оказывается, что Саймон попал под гипнотическое влияние Мокаты, лидера сатанинского культа, адептами которого выступает местная и зарубежная аристократия. Друзья Саймона вступают в битву за его душу, но времени у них немного – в следующую ночь состоится черная месса, и за наивным молодым человеком явится Сатана.
Как я уже писал, фильм очень старомоден, а следовательно, режиссер обходится без демонстрации потоков крови и прочих омерзительных подробностей. Это аристократический фильм ужасов. Конечно, он уступает в нагнетании ужаса более приземленному, и по этой причине более зловещему и правдоподобному "Ребенку Розмари" Романа Поланского, вышедшего в том же году... Но внимание все-таки держит. В первую очередь, это связано с игрой Чарльза Грея (Мокаты), чей тяжелый повелевающий взгляд буквально гвоздит к месту.
На этих скриншотах видно, как племянница Ришелье беспомощно теребит в руках свой детский "оберег" – куклу, но это не может разжалобить Мокату. Объясняя, что в магии нет ни добра, ни зла, а есть только знание законов природы, он опутывает ее мозг щупальцами чистого зла.
Очевидно также, что создатели фильма явно смотрели советского "Вия" и вдохновлялись им, продумывая сцену круговой обороны героев фильма от нечисти. Несмотря на то, что в "Явлении дьявола" значительно меньше спецэффектов по сравнению с "Вием", эта сцена производит неплохое впечатление. Однако скриншотов этой сцены я не покажу. Скажу лишь, что там фигурирует огромный мохнатый паук и маленькая девочка. Кроме того, вспять поворачивается время.