Режиссер:
Роман Полански. Сценарий: Якуб Голдберг, Роман Полански, Ежи Сколимовски, Оператор: Ежи Липман, Композитор: Кшиштоф Комеда.
В главных ролях: Леон Немчик, Иоланта Умецка, Зигмунт Малянович. В ролях: Роман Полански, Анна Чепелевская.
Награды: МКФ в Венеции — Приз ФИПРЕССИ..
Интересные факты о фильме:
Роман Поланский хотел сам сыграть роль молодого автостопщика, однако Ежи Боссак, глава польской киностудии, на которой снимался фильм, сказал Роману, что не слишком-то тот привлекателен для подобной роли. Примерно по той же причине эта роль не досталась и Ежи Сколимовскому, соавтору сценария.
Изначально Поланский хотел сделать путешествие длиною в неделю, с большим количеством персонажей, причем в конце фильма молодой человек должен был погибнуть при загадочных обстоятельствах, но именно Сколимовский привел сюжет к окончательному виду. Сам сценарий был дописан за несколько дней в квартире Поланского.
Яхта, которая снялась в фильме, прежде принадлежала Герингу. Во время Второй мировой войны она была затоплена на Мазурских озерах, но потом поднята с дна и восстановлена. Ее настоящее имя — "Рекин", что означает "акула".
Во время съемок с матчы, Ежи Липман уронил камеру в воду. Ее так и не нашли.
Фильм получил известность в США, и Поланскому предложили сделать римейк на английского языке (ходят слухи, что на главные роли уже подписали Спенсера Трейси и Элизабет Тейлор), но Поланский отказался.
"Нож в воде" — первый польский фильм, номинированный на "Оскара".
Кроме того, это первый польский фильм, в котором показано, как женщина раздевается донага.Версия для печати
"Нож в воде" — дебютный полнометражный фильм Романа Поланского и единственный полнометражный фильм, снятый им в Польше.
Три действующих лица. Обеспеченная семейная пара, Анджей и Кристина, едут отдыхать. По пути они подбирают молодого автостопщика. Поразмыслив, Анджей решает взять парня на борт своей яхты (Полански использовал для съемок поднятую со дна Мазурских озер и отреставрированную яхту Геринга). Довольно быстро выясняется, что Анджей – типичный позер, и невинный пассажир нужен Анджею, чтобы лишний раз самоутвердиться за чужой счет. Напряжение возникает, когда в кадр регулярно начинает попадать складной нож, вытащенный студентом из рюкзака.
Камерный фильм Поланского не снискал лавров в Польше, но был с энтузиазмом принят западной критикой. Фильм вообще выглядит очень по-западному. Герои фильма разъезжают на "пежо" (причем Полански сначала хотел посадить их в "мерседес", но его отговорили), у них собственная яхта. Кристина и Анджей исключительно буржуазны. Причем Анджей, спортивный журналист, к тому же копирует Хамфри Богарта, и порой дело доходит до прямых аллюзий, когда он, подобно Богарту в "Африканской королеве", продирается через тростник. Но на западе стиль молодого Поланского прежде всего сравнивали с модернистским стилем Микеланджело Антониони. Забавно, что когда Юлия Ульяновская увидела, что я смотрю какой-то фильм, то даже не вглядевшись в экран, сходу предположила, что это – "Приключение" Антониони. Безусловно, "Нож в воде" — по-антонионевски холодный фильм. Холодку поддает и музыка джазового композитора Кшиштофа Комеды, с которым Полански познакомился в киношколе в Лодзе. Однако мне фильм Поланского больше напоминает "Лето с Моникой". В конце концов, герои "Приключения" при всем своем равнодушии тянулись друг к другу и были одного поля ягоды. Между героями "Ножа" нет такого взаимного притяжения, между ними не только возрастная, но и социальная пропасть. Вот так же и герой "Лета с Моникой" был для Моники абсолютно чужим человеком, практически инопланетянином, а причиной его летних приключений стало сексуальное влечение к Монике. Автостопщик прыгает на борт яхты Анджея с неопределенной целью, из пустого любопытства. Не хотелось спойлерить, но придется: в конце концов Кристина изменит авторитарному Анджею с автостопщиком, то есть, для нее поездка тоже станет приключением, неким путешествием в прошлое – потому что когда-то она сама была студенткой.
Фильм весьма интересно снят. Много крупных планов, однако действием заправляют фоны. На заднем плане постоянно что-то происходит, от чего у зрителя появляется иллюзия, что он занимается "подглядыванием". Кроме того, очень пристальное внимание уделяется деталям: так же скрупулезно Роман Полански будет через три года создавать "магическую реальность" в "Отвращении". Там, в Квартире, трещины на стене и потолке, тарелки на столе, замочные скважины и низкие пороги является такими же важными действующими лицами, как и героиня Катрин Денев. Они живут и дышут! В фильме "Нож в воде" антураж яхты, ее оснастка запоминаются чуть ли не сильнее, чем лица главных героев. В этом плане Полански уникален: он снимает фильмы-квесты и увлекается пикселхантингом. Он собирает свои фильмы из предметов и потому главный героем данного фильма является нож!
Нож, впрочем, не имеет никакого значения. Это всего лишь (по задумке!) — никчемная угроза. Иначе говоря, понты.
В пятницу при просмотре фильма романа Полански "Нож в воде" снова вспомнил добрым словом Sometimes а Great Notion Кена Кизи. — И там, и там, и там, и там, и там, и там повесть о Настоящем Мужыке. У Кизи мужик такой хороший и правильный, что от его правильности даже не тошнит, а, наоборот, восхищаешься, впрочем, восторгами я уже делился. У Полански мужик тоже правильный, Состоявшийся В Жизни — имеет Машину, Яхту и Красавицу-Sexy-Жену, с которой переругивается, но взаимопонимаем, в частности, в том, что он leader, и вообще класнный чувак и морской волк впридачу. Спортивный журналист. Типа как обозреватель говногазеты Евгений (?) Дзичковский.
И там, и там, и там, и там, и там, и там Настоящий Мужык, Старый Волк, встречает несостоявшегося еще мужика, Молодого Волка, который про себя еще не знает, что он волк, но в процессе течения жизни про него это понимают другие. Сильные характеры, you know.
И там, и там показана история соперничества двух волков, и в обоих случаях имеется очень мощный женский характер, не в том смысле, что сильный, а в том смысле, что психологически привлекательный, волчица (?) любит старого волка, но отдается молодому, потому что видит в нем молодого старого, погоня за иллюзией утраченной молодости, мэйби, бэйби. Но остается в итоге верна старому (прошу простить за сразу два спойлера).
И то, и другое создано в шестидесятых, до Великой Революции, Лучшего Времени В Истории.
А об отличиях вот что. Кизи понадобилось для описания ситуации миллион страниц, впрочем, его книга не об этом; Полански понадобилось полтора часа, и получилось не хуже, но фильм его зато только об этом. В фильме всего три актера: спортивный журналист, его жена, молодой автостопщик; дело происходит на изолированном пространстве — яхте, куда журналист взял автостопщика.
При этом "Нож в воде" — не пьеса; используются вовсю возможности кинематографа: средние, крупные, длинные планы, пейзажы (герои плавают и ходют, приминая камыши), музыка джаз. Всегда, всегда удивлялся тому, что в Восточной Европе был такой хороший джаз, на уровне остальной Европы уж точно. (Вот, кстати, ликбез по фрикбиту в каментиках к польскому гаражному року). Куда он делся сейчас?
Отличный фильм, пустой, что я больше всего и ценю: больше всего ценю я пустоту, лучшие фильмы пустые. Пустота здесь буквальна: пустая дорога, окаймленная деревьями, пустое море, пустой причал, пустой берег. Очень атмосферно. Как атмосферен и другой польский фильм, в котором есть море — "Поезд" 1959-го года. Вот странно — в Польше моря-то кот наплакал.
Посмотрите его. Хороший, психологически достоверный фильм.