Режиссер:
Роберт Земекис. Сценарий: Джеймс В.Хэрт, Майкл Голденберг (по роману Карла Сагана, Оператор: Дон Бёрджесс, Композитор: Алан Сильвестри, Продюсеры: Роберт Земекис, Стив Старки.
Награды: Академия НФ, хорроров и фэнтэзи — лучшая актриса (Дж.Фостер), лучшая юная актриса (Дж.Мэлоун). "Хьюго" — лучший драматический фильм. Satellite Awards — Приз за выдающиеся спецэффекты (Кен Рэлстон). International Monitor Awards — лучшие визуальные эффекты. Rembrandt Awards — лучшая актриса (Дж.Фостер). World Animation Celebration — лучшая анимация и технические спецэффекты..
Интересные факты о фильме:
В 1997 году Фрэнсис Форд Коппола подал иск против Карла Сагана (автора романа "Контакт", по которому снят фильм) и "Уорнер бразерз". Роман был основан на идее Копполы, которая также должна была лечь в основу детской телепрограммы (производством должна была заниматься студия Копполы Zoetrope). Саган не заплатил Копполе причитающиеся 250 000 долларов за использование идеи в романе, а "Уорнер бразерз" не отстегнула проценты от прибыли с проката фильма. Впрочем, Сагану этот иск был как с гуся вода, — он скончался от пневмонии в декабре 1996 года.
Вместо Макконахи роль Палмера Джосса мог исполнить Ральф Файнс, но не прошел кастинг.
Персонаж Уильяма Фихтера, слепой астрофизик, имеет реального прототипа, работавшего в S.Е.Т.I, — его зовут Кент Куллерс.
Питер Джексон разработал для фильма некоторые спецэффекты, в знак признательности Роберту Земекису, который помог ему в Голливуде с постановкой "Страшил".
В фильме используется кадры из реальных выступлений Билла Клинтона. Правда, выступления посвящены не "контакту" с внеземной цивилизацией, а метеориту, прилетевшему с Марса миллионы лет назад.
Владимир Гордеев:
Памфлет памяти Карла Сагана. Душераздирающая история о том, как люди строили-строили звездолет, а потом перехотели лететь к звездам
Вторая половина ХХ столетия прошла под эгидой научно-фантастического кино. Насчет "научного" можно долго спорить, но оно однозначно было более научным, чем блокбастеры XXI века, – сейчас кассовые рекорды бьют фэнтези и фильмы-комиксы.
На заре эпохи НТР человечество бегало босыми ногами по росистой траве и жило воспоминаньями о будущем, поэтому все коммерчески успешные режиссеры конца прошлого века снимали фильмы про нечеловеческий, но гуманный разум и контакт человека с ним. Стивен Спилберг, Рон Хоуард, Барри Левинсон, Джеймс Камерон (этот как всегда соригинальничал – вместо космоса отправился под воду), Ридли Скотт... В конце 90-х на подножку уходящего поезда запрыгнул и Роберт Земекис. Его фильм в какой-то степени является пророчески-декадентской финальной точкой эпохи научно-фантастического кино.
"Контакт" продолжает линию, избранную Спилбергом (интересно, что в XXI веке его парадигма изменилась): инопланетный разум – умен и доброжелателен. Фильм снят по роману известного астронома и популяризатора науки Карла Сагана, скончавшегося во время производства фильма в декабре 1996-го. Саган стоял у истоков S.E.T.I. – неохотно финансируемой, но долгое время продолжавшей держаться на плаву программы по поискам внеземного разума. Саган очень беспокоился насчет фильма. Меньше всего ему хотелось, чтобы картина получилась "ненаучной".
Беспокойство было напрасным. Из ряда фильмов, посвященных контакту с внеземным разумом, "Контакт" выделяется серьезной интонацией, внимательным отношением к деталям – 90-миллионный бюджет позволял. Это дизайнерский фильм. Проблема таких фильмов, что они быстро стареют, но у "Контакта" еще есть лет пять в загашнике.
Джоди Фостер играет доктора астрофизики Элеонор Эрроуэй, не только цельную, но и целеустремленную натуру, с детства увлекающуюся радиосвязью. Папа объяснил маленькой дочурке, что установить контакт можно с любой точкой, испускающей радиосигнал, главное, чтобы у твоего передатчика хватило мощности. Единственное, до чего нельзя достучаться – до того света. Cказав это, он умер. Но где-то внутри Элеонор осталось протестное чувство, надежда, что "с мертвыми можно говорить". Авторитет отца, однако, был так велик, что Элеонор стала атеисткой, всецело посвятила себя науке – радиоэлектронике и средствам связи.
Ей удается принять сигнал откуда-то с окрестностей звезды Веги (кстати, в детстве я бессознательно отдавал предпочтение именно Веге, — мне нравилось это название и казалось, что именно на Веге есть жизнь).
Сигнал удалось расшифровать. Инопланетяне прислали схему устройства, которое может отправить 1 (одного) человека на Вегу. Человечество с воодушевлением взялось за реализацию мега-проекта. В фильме обстоятельно показываются закулисные интриги и маневры. Карьеризм осуждается и наказывается провидением. Подробно изображается реакция общественности на уже доказанное существование инопланетян. Один из главных героев – молодой Палмер Джосс, советник и духовник Белого дома, недоделанный клерикал, бросивший семинарию из-за нежелания придерживаться целибата. Одним, словом, современная аватара Распутина. Да еще, до кучи, возлюбленный Элеоноры! А где-то в небесах парит таинственный магнат, финансовый воротила типа ротшильда, оказывающий непосредственно влияние на судьбы мира и судьбу Элеоноры в частности. Другой небожитель, к слову, — Билл Клинтон. Ради достоверности видеоряда Земекис решил использовать исключительно телевизионную хронику с Биллом Клинтоном, однако подобное художественное решение кажется сомнительным – американский президент превратился в пелевинского виртуала.
Забавно, что попечительский совет настаивает на том, чтобы в космос летел человек не просто нравственный, но еще и духовный. Чтобы принес на Вегу нашего Бога, как одно из достижений человеческой цивилизации. Ах, это миссионерство…
Но в конечном итоге летит атеистка Элеонор. Ее путешествие длится несколько секунд – столько времени падает капсула сквозь крутящиеся жернова инопланетного устройства. При этом она испытывает фантастические видения, в том числе, встречается с отцом. Она как бы попадает в иное измерение и путешествует сквозь пространства по туннелям, проложенными таинственным разумом миллиарды лет назад. Даже пришельцы с Веги, научившиеся путешествовать по этим туннелям, не знают как они работают.
Фильм кажется очень медлительным из-за своего хронометража и обстоятельности, но при этом довольно увлекателен. Однако, глупый финал перечеркивает всё. Вместо видеозаписей, сделанных Элеонорой, — сплошные помехи. Это даёт повод усомниться в успешности эксперимента. Советник президента, убедительно сыгранный Джеймсом Вудзом, настаивает на том, что всё, что видела Элеонора – ее галлюцинация, трип, который, по ее мнению, длился 18 часов. А сигнал из космоса, чертежи машины, внеземной разум – грандиозная фальсификация, устроенная эксцентричным "ротшильдом" (как раз он и финансировал научные изыскания Элеоноры). И никого при этом не волнует, что запись, сделанная внутри капсулы, занимает по хронометражу 18 часов (вместо нескольких секунд ). Только проницательная госсекретарь, негритянка Рэйчел Константин, советует Вудзу выдать Элеоноре научный грант. Мол, не все так просто…
Что-то очень непростое произошло со сценаристами. Вместо того, чтобы заставить героев фильма повторить эксперимент, сценаристы отправляют Элеонору водить школьные экскурсии. В чем мораль фильма? В том, что люди – идиоты?