Режиссер:
Ян Шмидт. Сценарий Павел Юрачек, оператор Иржи Мацак, композитор Ян Клусак, монтаж Мирослав Гаек, художник Ольдржих Босак.
В главных ролях: Ондрей Ярьябек, Бета Поничанова. В ролях: Итка Горжейши, Ванда Калинова, Алена Липпертова, Ирена Льжичаржова, Наталье Масловова, Яна Новакова, Магда Сейдлерова, Гана Виткова.
Post-nuclear pizdets. Никого-никого не осталось на свете, кроме восьми женщин, одна из которых — крепкая старуха, а остальные — девушки. Девушки довольно seksy и mighty, настоящие дети природы, выросшие на свежем воздухе и вкушающие здоровую пищу, а старуха поражена некой обсессией головного мозга, про нее, впрочем, позже. Указанная процессия (ведомая обсессией), пятнадцать уже лет как ходит по восточноевропейской пустыне в поисках пищи, боеприпасов и всякого такого дерьма. Все на удивление чистые и, похоже, соблюдают личную гигиену. Одна из девушек мощный снайпер, другая — честное слово — как-то раз остановила на скаку коня, третья (или кто-то из первых двух) открутила голову змее. И так далее. Читают по складам, отчего складывается ощущение, что на самом деле они все дикторы на радио.
Первоначальные странствия женщин сняты как серия эпизодов, часто статичной камерой, что неудивительно: фильм, кажется, малобюджетный, говорящих актеров всего девять человек, для сцены убийства коровы пришлось убить корову, никаких декораций, заброшенные места, Tarkovski-like зона, объемлющая собой всю Землю, только в смысле пейзажа лучше. Заброшенные места отличные, мертвый город, реки, горы, красиво, оператор-мастер, все как полагается. Много молчаливых сцен, где нужно смотреть, а не слушать. На американском dvd-боксе написано, что это "Безумный Макс", снятый Тарковским. Не знаю, не знаю. Может, так им понятнее, конечно. Но факт, что повествование крайне неспешное, в начале можно и заснуть, особенно во время инициального монолога, заменяющего собой set-up.
Есть отличные сцены, например, про то, как девушки подожгли бочку с бензином, побросали у нее патроны и давай скакать вокруг на лошадях. Или сцена в костеле. Или сцена с коровой. Все сцены как минимум неплохие, между ними вязкая протоплазма, как и полагается в долгом надоевшем путешествии — дорожные эпизоды, как острова в реке.
По соотношению качества (крутизны сценария, создания атмосферы, сверхидеи) и требуемого актерского мастерства этот фильм, наверно, один из мировых лидеров. Игра здесь в конечном счете требуется всего лишь от двоих (играют хорошо), все остальные составляют массовку, как ни смешно это звучит для фильма с таким маленьким количеством актеров.
На самом деле, как выясняется, девушки ищут вовсе не кошачьи консервы и всякое такое дерьмо. Ищут они — а именно в этом и заключена тайна обсессии старухи — людей, предпочтительно мужчин, чтобы продолжить род людской. Об этом знает только старуха.
С течением фильма постепенно просыпаешься от сонного начала; по мере понимания старухиного плана появляется некий даже как бы саспенс, в том смысле, что лениво думаешь, найдутся где-нибудь люди или не найдутся, и, самое главное, что это будут за люди. Проницательный зритель, конечно, догадается, что люди найдутся, а внимательный читатель этой рецензии даже поймет, сколько их будет.
Найденные люди позволяют обрести повествованию связность, а старухе — имя. Одни эпизоды уже логически следуют из других, и смотреть становится по-настоящему интересно. За счет, и только за счет усыхания протоплазмы темп фильма значительно ускоряется. Самое главное не смотреть на таймер просмотра, чтобы не знать, когда закончится фильм. Потому что из сопоставления оставшегося времени и событий на экране, в принципе, можно понять, чем все завершится. То есть, я хочу сказать, уже настроишься на неторопливую волну фильма, думаешь, что же будет дальше (там есть такой промежуточный финиш, обещающий прекрасное развитие сюжета), строишь предположения, что там будет дальше, ведь должно что-то измениться, и вдруг бац — развязка, как будто внезапная тишина, обрубили музыку, катарсис.