Режиссер:
Роберт Родригес. Сценарий: Кевин Уильямсон (по сюжету Дэвида Вехтера и Брюса Киммела), Оператор: Энрике Чедиак, Композитор: Марко Белтрами.
В главных ролях: Элайджа Вуд, Джош Хартнетт, Джордана Брюстер, Клеа ДюВалл, Лаура Харрис, Шон Хэтоси. В ролях: Пайпер Лори, Роберт Патрик, Сельма Хайек, Фамке Янссен, Кристофер МакДональд, Биби Нойуэрт, Ашер, Джон Стюарт.
Награды:
Роль Дилайлы была написана специально для Харизмы Карпентер, но актриса отказалась снимать, так как сочла, что этот персонаж слишком похож на ее Корделию из сериала "Баффи — уничтожительница вампиров".
Все герои фильма одеты в шмотки от "Tommy Hilfiger". Впоследствии они снимались в рекламных роликах этой фирмы.
"Факультет" — один из моих самых любимых фильмов о пришельцах. Кроме того, я считаю, что это лучший фильм Родригеса.
Сценарий Кевина Уильямсона практически идеален. На рубеже столетий он написал сценарии к самому остроумному фильму в жанре слэшер – "Крику" Уэса Крейвена, и к самому архетипичному фильму о враждебных инопланетянах – "Факультету". "Крик" — ладно, Бог с ним, фильмы в жанре слэшер изначально были про подростков и ориентированы на подростков. Однако герои фантастических фильмов и романов долгое время были взрослыми людьми, по-взрослому решали взрослые вопросы и по-взрослому умирали. И это притом, что жанр, сам по себе, не был "взрослым", и самой благодарной его аудиторией являлись и продолжают являться либо подростки, либо взрослые, лелеющие в себе детскость. Вспомним классическое "Вторжение похитителей тел", – параноидальный сюжет фильма является базой, первоосновой "Факультета". Но в "Факультете", в отличие от "Вторжения", наблюдается триединство: молодой и достаточно низовой жанр – молодая аудитория – молодые герои.
Завоевание мира пришельцы начинают с обычного американского колледжа. Они легко вселяются в учителей. Потом – в социально-адаптированных учеников. Происходит бархатная инопланетная революция. Люди, которые уверенно и комфортно чувствуют себя в обществе, которые морально устойчивы и доверяют другим людям (потому что без этого было бы затруднено их существование), становятся жертвами инопланетного вторжения.
Молодые герои фильма, которые побеждают инопланетян, – одиночки, которые не доверяют никому.
Они отличаются друг от друга.
Дилайла – рассчетливая стерва, редактор школьной газеты. Она всегда в центре внимания, но она одиночка.
Когда Стэн Росадо, герой Шона Хэтоси, принимает решение снять с себя полномочия капитана футбольной команды и взяться за учебу, он тоже становится одиночкой. Его бросает Дилайла, потому что гулять с обычным учеником не статусно, и его не понимают другие люди. Это обстоятельство помогает ему какое-то время продержаться и не впитать в себя инопланетную заразу, но потом его внутренняя потребность "быть полезным обществу" сыграет с ним злую шутку.
Персонаж Элайджи Вуда – хоббит. Если бы таинственная сила выкинула Фродо из Средиземья на Землю, он был бы объектом насмешек и издевательств. Что касается его социального статуса, – он антипод Дилайлы. Но, главное, он такой же одиночка, как и она. И, главное, снова спасает мир.
Классическим одиночкой является и персонаж Клеи Дювалл. Угрюмая любительница научной фантастики, которую все принимают за лесбиянку.
Фильм Родригеса по своей сути антисоциален и заигрывает с изгоями. Самый умный герой фильма, сделавший неоценимый вклад в победу над пришельцами, барыжит самопальными наркотиками. При этом не употребляет сам, – умный парень!
Выстраивая сюжет подобным образом, потакая одновременно зрительской аудитории и вкусам режиссера (Родригес является проповедником индивидуализма – отсюда и выбор тем: битники и рокенрольщики; типичный герой вестерна – одинокий странник; сверхъестественная семья шпионов; Джордж Клуни вне закона; герои нуара – вечные аутсайдеры), Кевин Уильямсон готовит финальный твист, который сейчас уже стал классическим. Так же, как и в "Крике", ставится знак равенства между жертвой и убийцей. Маньяком, который преследует школьников в "Крике", оказываются те же самые школьники. В "Факультете" самым инопланетным генералом (инопланетной маткой) является школьник-изгой, у которого наивысшая сопротивляемость к инопланетному вторжению. Этот приём Уильямсона, кстати, неплохо прочувствовал и спародировал Чарльз Кауфман в "Адаптации".