Режиссер:
Джон МакТирнан. Сценарий: Джим Томас, Джон Томас, Оператор: Доналд МакЭлпайн, Композитор: Алан Сильвестри.
В главных ролях: Арнольд Шварценеггер, Карл Уэзерс, Кевин Питер Холл. В ролях: Элпидия Каррильо, Билл Дьюк, Джесси Вентура, Сонни Ледхэм.
Награды: Академия НФ, фильмов ужасов и фэнтези — лучший композитор. BMI Film & TV Awards — лучший композитор. Motion Picture Sound Editors, USA — лучшие звуковые эффекты, лучший монтаж звука..
Интересные факты о фильме:
Первоначальное название — "Охотник" (Hunter).
Поначалу Хищника играл Жан-Клод Ван Дамм, однако после двух дней съемок покинул проект, не желая быть ходячим спецэффектом.
Нижнюю челюсть Хищника придумал Джеймс Камерон.
Предполагалось, что Хищник будет с длинной шеей и собачьей головой, с единственным циклопьим глазом. После того, как в проект пришел мастер по спецэффектам Стэн Уинстон, Хищник стал Хищником.
Кевин Питер Холл, сыгравший Хищника, также сыграл чернокожего пилота вертолета в конце фильма.
Оружие Блэйна — миниган ХМ-214, пулемет системы Гатлинга, используемый на вертолетах. Его пришлось конкретно переработать для того, чтобы с ним мог обращаться человек. Скорострельность минигана была снижена до 2000 выстрелов в минуту, чтобы на пленке было заметно, что он вообще работает. Если бы Блэйн носил в рюкзаке боевые патроны, то их вес составил бы 25 килограмм. Кроме того, актеру Вентуре пришлось таскать на теле бронежилет, чтобы защищать тело от стремительно вылетающих гильз холостых патронов, а в штанах — кабель питания.
Страховая компания, клиентом которой является актер Сонни Ледхэм, настояла, чтобы на съемках присутствовал телохранитель. Причем охранял он не Сонни, а других актеров, так как Сонни всегда любил драться.
За время съемок в Мексике Джон Мактирнан похудел на 11,4 килограмма и сломал запястье.
Шварценеггер, чтобы сняться в фильме, похудел на 11,3 килограмма.
Способность Хищника становиться невидимым — на самом деле, косяк мастеров по спецэффектам. Но Мактирнану он настолько понравился, что стал использоваться в фильме.
Изначальное название "Охотник", довольно обтекаемое и неброское, заменили на "Хищник", и правильно сделали, – название сразу "заиграло" и стало двусмысленным. В конечном итоге понятно, что хищником является не инопланетная тварь, сдирающая с людей кожу, а герой Шварценеггера, на которого тварь нарвалась. Представьте себе Ивана Тургенева, свежим августовским утром выходящего на охоту. Увидит Тургенев в лесу зайчика – подстрелит. Ага, один трофей есть. Увидит лисичку – привалит, куропатка из ковыля выпорхнет – Иван Сергеевич и ею не побрезгует… но тут вдруг из кустов малины вываливается с хрустом и ревом огромный бурый медведь! Становится не очень понятно, кто в итоге окажется охотником, а кто трофеем.
Судя по рассказам пленницы, не без труда захваченной мужественным отрядом американских коммандос, пришелец из космоса не особый любитель экстрима: в основном, он промышляет добычей крестьян ("зайчиков" и "лисичек"). Но, может быть, это не так. Может быть, в этот заповедник, расположенный в джунглях Центральной Африки (я так и не понял, какая конкретно это страна – Никарагуа?) приезжают и настоящие охотники. И наш охотник как раз из них, иначе как объяснить его попытку стричь трофеи сразу с двух враждующих волчьих стай – одну представляют местные повстанцы, другую – американцы. Очень неплохо, кстати, что пришелец надавал по рукам наглым зеленым беретам дяди Сэма, хотя Мактирнан и пытается оправдать отряд, возглавляемый Датчем (Арнольд Шварценеггер) и Диллоном (Карл Уэзерс): жестокие повстанцы тупо и бессмысленно убивают заложников вместо того, чтобы воспользоваться положением.
Впрочем, с трофеями остается некоторая неясность. Очевидно, что пришельцу нужны трофеи. Ими он будет хвастаться дома. Однако человеческие тела без кожи мало чем отличаются друг от друга. Так какой резон охотиться именно на вооруженных людей?
Примечательная деталь: Арни удается победить только тогда, когда он становится первобытным человеком, хищником. А это происходит тогда, когда погибают все парни из его отряда. В этот момент Датч лишается любой ответственности. Теряется мучительная необходимость быть коммуникабельным, быть проводником каких-то выдуманных принципов, идей и правил. Датч превращается в одиночку, он сконцентрирован исключительно на себе, на сохранении своей драгоценной жизни.
Главная удача фильма — пришелец, созданный Стэном Уинстоном. В его пришельце очень много животного. Это прямоходящий гибрид жабы с жужелицей. Авторы фильма дают зрителю возможность увидеть охоту наоборот. Такая охота, показанная на экране, приятно щекочет нервы и вызывает когнитивный диссонанс. Конечно, что-то подобное уже было. В одном из начальных эпизодов "Планеты обезьян" космонавты, прибывшие на чужую планету, оказываются в щекотливой ситуации: эволюция на этой планете пошла как-то неправильно. В результате венцом природы оказываются обезьяны, а люди мало чем отличаются от прочих бессловесных тварей. Космонавты попадают в эпицентр сафари, охоты на человека. Но если в "Планете обезьян" показывается массовое, совершенно безопасное и паскудное развлечение, то пришелец из "Хищника" вызывает некоторое уважение, потому что он, в общем-то, спортсмен.
Другой плюс – музыка Алана Сильвестри, написавшего треки к половине лучших фантастических и приключенческих фильмов, снятых в Голливуде 80-х годов. Третий плюс – спецэффекты. Все отмечают интересно показанную неполную "невидимость" пришельца, но мало кто знает, что это – косяк создателей спецэффектов, который неожиданно пришелся к месту. Кстати, когда я смотрел фильм в конце 80-х в видеосалоне, то работа субъективной камеры (кадры со стороны пришельца – через инфракрасный фильтр шлема) поначалу показалась мне дефектом видеозаписи и жутко бесила. Вот какие необычные, новаторские в фильме спецэффекты. Немудрено, что фильм стал эталоном фантастического боевика и сейчас проходит по разряду киноклассики. Хотя, положа руку на сердце, не такой уж он и славный, не такой уж и захватывающий.