Режиссер:
Джон Карпентер. Сценарий: Фрэнк Армитадж (по рассказу Рэя Нельсона "8 часов утра"), Оператор: Гэри Б. Кибби, Композиторы: Джон Карпентер, Алан Ховарт.
В главных ролях: Родди Пайпер. В ролях: Кит Дэвид, Мег Фостер, Джордж "Бак" Флауэр.
Интересные факты о фильме:
Фрэнк Армитадж, указанный в титрах как сценарист ленты, — псевдоним Джона Карпентера. Псевдоним отсылает нас к персонажу рассказа Лавкрафта "Ужас в Данвиче". В одном интервью Карпентер сообщил, что то, как видит мир Лавкрафт, весьма ему близко и помогает придавать законченные формы кинофильмам.
Имя главного героя ни разу не упоминается в фильме и в титрах герой Родди Пайпера значится как "Nada", что по-испански означает "ничто".
Роль Фрэнка писалась специально под Кита Дэвида, который снимался у Карпентера в фильме "Нечто".
Драка Нады с Фрэнком (из-за нежелания Фрэнка надеть очки) заняла пять минут, хотя планировалась на 20 секунд.
В сцене в банке, где Нада расстреливает пришельцов, он произносит фразу: "I come here to chew bubble gum and kick ass, but i’m all out of bubble gum" ("Я пришел сюда пожевать жвачку и надрать задницы, и всю жвачку я уже пережевал"). Позже эта фраза появилась в игровой серии Duke Nukem. На самом деле, данная фраза принадлежит Роди Пайперу, сыгравшему Наду, известному рестлеру. Как раз на соревнованиях Wrestlemania III его и заметил Карпентер.
В сцене, когда главный герой встречает пришельца, покупающего газету, пришелец два раза берёт сдачу (до и после того, как Нада одевает очки).
Коммуникаторы, которые используют охранники, взяты из реквизита к "Охотникам за привидениями".
Между фильмами "Они живут" и "Район №9" есть кое-что общее: Карпентер и Бломкамп снимают социальное кино, ряженое в одежды научной фантастики. Карпентер показывает социальное неравенство, критикует, как может, общество потребления. Но ему сложно копать глубоко (да и попросту неинтересно), поэтому корень зла он видит в инопланетянах. Главный герой фильма, пролетарий по прозвищу "Ничто" ("Nada"), приезжает в город из соседнего штата и устраивается рабочим на стройку. По соседству с бомжатником, где живут неприкаянные сезонные работяги, а также обычные бродяги, находится церковь. Церковь – очень важный нюанс, но об этом позже. Весь мир порабощен инопланетянами, прилетевшими с Андромеды. Инопланетяне занимают важнейшие посты в государственном аппарате, держат телевидение, не гнушаются работой в силовых структурах. В общем, инопланетяне везде. Люди же для них – скот. Основная задача инопланетян заключается в том, чтобы оболванить людей, превратить в бездумную рабочую силу, в благопристойных граждан, семьянинов, честных исполнителей госзаказов. Вся планета зомбирована, люди живут под постоянным гипнозом, наваждением. Но есть революционные силы.
Viva la resistance!
Специальные солнцезащитные очки показывают истинный мир. В церкви по соседству с бомжатником Нада находит людей, подпольно распространяющих эти очки. Эти очки являются антивариантом очков из сказочного Изумрудного города, которые заставляли видеть мир более пристойным, чем он является на самом деле.
Очки, распространяемые церковью, показывают мир в черно-белом свете, без лживых полутонов. Такой сюжет – большая удача для кинематографа, где до сих пор больше доверяют черно-белому кино, чем цветному (монохром – неоспоримая классика).
Что самое интересное, у Карпентера получилось органичное, очень христианское и при этом техногенное кино. Люди живут в воздушном мире, мире духов. Люди окружены бесами, но не видят их. Церковь же указывает на истину. Забавно, что "церковь" при этом сама использует неправильные методы. Силы сопротивления борются с бесами их же способом: говорильней, риторикой. Они глушат бесовские телеканалы и пытаются заменять проповедями зомбирующие директивы, которые звучат так: "покупай", "подчиняйся", "не усомнись в действиях властей" и так далее. Директивы примитивны, но действенны, и, главное, надежно упрятаны под глянцевые картинки и обилие складного текста. Поэтому воистину странны сопротивленцы: они могут производить очки, но полагают, что человеку лучше сто раз услышать, чем один раз увидеть.
Однако герой фильма добывает очки и с головой погружается в подлинный, реальный мир. Затяжная двадцатиминутная сцена потасовки Нады с его приятелем Фрэнком, не желающим надевать очки, подчеркивает нежелание человека видеть мир без прикрас, подчеркивает рабскую сущность человека. Плыть по течению – вот для человека счастье. Человек готов гнить в воде, главное, чтобы на пути не встретилось порогов.
В этом плане, Нада – герой, который совершает настоящее христианское самопожертвование – не надеясь на успех, но веруя во что-то лучшее. Фильм слишком вял, чтобы быть шедевром (проблема имелась изначально и заключалась в малости формата первоисточника, – фильм снят по короткому рассказу, – и впоследствии так и не была разрешена). Фильм вял, однообразен, слишком нетороплив, но, безусловно, заслуживает всяческого внимания. Финал, кстати, сделан драйвово.