Режиссер:
Лоуренс Данмор. Сценарий — Стивен Джеффрис, оператор — Александр Мэлман, композитор — Майкл Найман, .
В главных ролях: Джонни Депп, Джон Малкович, Розамунда Пайк, Саманта Мортон. В ролях: Том Холландер, Пол Риттер, Стэнли Таундсен, Франческа Аннис и др.
Награды: 2005 — приз лучшей актрисе второго плана (Розамунда Пайк) — British Independent Film Awards.
Интересные факты о фильме:
- фильм сняли всего за 45 дней
- Депп работал с режиссером сего опуса в рекламе. И ему так понравилось, что он рекомендовал Данмора продюсерам.Версия для печати
Мор:
"Распутник": попытка Джонни Деппа нам не понравиться
"Cupid and Bacchus my saints are, May drink and love still reign, With wine I wash away my cares, And then to fuck again." John Wilmot
Как сказал Нгоо, Джонни Депп — актер жанровый, и этот жанр называется "фильмы с Джонни Деппом". "Распутник" позиционировался как кино едва ли не подпольное, в котором Депп решил сняться в роли отрицательного героя, но буквально спустя несколько минут мы понимаем, что нас надурили. Джонни играет вольнодумца Уилмота, графа Рочестера, развратника, пьяницу, дебошира, сочинителя едких эпиграмм и фривольных стишков. С первых же кадров Джон Уилмот заявляет, что он не собирается нам нравиться, но это оборачивается чистым лукавством. Фанаты Джонни Деппа, думаю, восторженно дрыгали ногами на театральной речи, которую произносит главный герой. В наше время, когда свои пороки приходится тщательно упаковывать и откладывать подальше от зоркого глаза корпоративной этики, такие люди не кажутся антигероями. Их, скорее, окружает привлекательный ореол. Ко всему прочему Уилмот слишком образован, слишком утончен в своем беспутстве, а все кино превращается в каскад изящных диалогов, связанных друг с другом картинами гниющего Лондона. Посвящается фильм, кстати говоря, Хантеру Томпсону и Марлону Брандо, друзьям Деппа. Вся ирония заключается в том, что Уилмот кинематографический, умирающий от сифилиса, изменяющий жене, никогда не бывающий трезвым, вызывает однозначную симпатию.
Картина "Распутник" в большей степени позволяет трактовать слово "the libertine" как вольнодумец, хоть главный герой и не может служить примером для добродетельной жизни. Мы следуем за ним, желая подтвердить или опровергнуть свои предположения, смело шагая из кареты зрительного зала в жирную лондонскую грязь, похоть и скучающую развращенность, чтобы познакомиться с будничным самоуничтожением. Наряду с конформистскими приемами современных режиссеров, рождающих череду чрезмерно банальных,скучных, докучающих моралью картин- биографий, должны рождаться картины-протест, вещи иного плана. К сожалению, я не могу сказать, что "Распутник" революционен, а Деппу удалось создать нестандартный образ. Когда "картина-протест" строится по лекалам обыкновенного голливудского кинопроизводства, ничего оригинального из этого выйти не может, но Депп восхитителен в роли человека, которому некуда применить свой ум. Он кидается во все больший разврат и подыхает от сифилиса.
Сама история представляет собой знакомство с Джоном Уилмотом, который встречает в театре бездарную актрису Элизабет Барри и, заметив в ней характер, на спор решает сделать из нее новое дарование. Наряду с этим демонстрируются отношения с женой (кстати говоря, прекрасно демонстрируются. Это такой интеллектуальный тандем, в котором блистает Розамунда Пайк) и королем, который не оставляет надежд обратить дар оратора и драматурга на службу короне. К сожалению,надежды не могут увенчаться успехом — и остаются погребены под горой огромных дилдо и занавеса в виде женской промежности. Теперь-то мы знаем, кто главнее, — король или какой-то болтун. Если рассматривать важность исторического образа Уилмота, то тут начинают возникать серьезные сомнения. Назвать его "гениальным поэтом", как сделано в фильме, я бы не решилась. Основным поэтическим достоянием,которое оставил нам Рочестер, являются эпиграммы, любовные стихи и различного рода фривольные сочинения про члены, любовниц и разнообразный трах. Найти его пьесу "Содом" мне, к сожалению, неудалось, а потому смелость выходки, высказанной в пьесе, оценить не могу. Интересующиеся могут ознакомиться со стихами здесь — http://www.poeforward.com/poetrycorner/wilmot/poems.htm
Граф Рочестер собственной персоной:
- Если он напился, то можете смело его брать. Но если он лишь немного выпил, берегитесь. - А если он трезв? - Тогда это не он.
Когда смотришь "Распутника", огорчаешься, что в кадре что-то должно происходить. По мне, так вполне достаточно хрупкой Розамунды Пайк, кадров-картин, подсвечника рядом с ее бледным лицом, но на экране поневоле раскручивается сеть из свершений в духе "жил, любил, помер". Биографическая клетка мешает наслаждаться. Из "Распутника" хорошо бы сделать сюрреалистическое кино, где Депп в старинных костюмах возникал бы, словно скрытый узор, на трахающихся телах, а Розамунда Пайк фигурировала в роли Богородицы. Но нет. Протест Деппа против (однотипных ролей? раздутых камео? невозможности высказаться?) оказался заперт и невыражен.
Что же касается любви к Элизабет Барри, то эта линия в фильме проведена сухо. Некрасивую, но талантливую актрису играет Саманта Мортон.Саманта Мортон очень хороша во многих фильмах, но здесь ей чего-то не хватило для того, чтобы продемонстрировать блеск сценического мастерства. Безусловно, разница до встречи с Уилмотом и после, когда, подогреваемая влечением к блистательному мужчине своего времени, она начинает задаваться вопросами, что чувствуют героини, как же нужно играть ту или иную роль, присутствует. Но сказать, что талант Барри заблистал, нельзя. Даже в "Любви по-английски", этой кучке ромашек, актерская игра впечатляет гораздо сильнее — вспомните последнюю сцену с "Отелло". Но, может, так и задумано и в этом проявляется та самая интересная двойственность "Распутника", кою обещали и которая показывает романтические увлечения инадежды графа — но без мелодраматического исступления, его желание житьво всю силу — и жалкое окончание, его старания делать как можно больше,яростнее, развращеннее — и всего-навсего тренировка средней актрисы. Не знаю, задумывал ли режиссер последнюю встречу Элизабет и Уилмота драматичной, но она проходит перед зрителем очень просто.Строго говоря, в истории Уилмота, на мой взгляд, нет надрыва. Он медленно идет к своему концу, пожиная плоды того, что посеял. Он любит себя, любит свою разницу от окружающих, а потому не может сконцентрироваться на других.
- Иисуса тоже бросили ученики, он тоже страдал и умер, всеми ненавидимый. - Знаете ли, в основном его жизнь отличалась от вашей.
Если опять обратиться к сведениям о реальных персонажах, то говорится следующее: "Часто повторяющийся анекдот рассказывает, что семнадцатилетняя Барри в первое время играла настолько неумело, что была уволена из театра несколько раз, но затем стала прекрасной актрисой под руководством своего любовника, графа Рочестера. В то время, как многочисленные источники говорят о том, что Рочестер являлся любовником Барри, реально факт ученичества Барри подтверждает единственный источник, опубликованный в 1740 — спустя 65 после самих событий — Эдмондом Керлом, прекрасно известным своими причудливыми и неточными биографиями".
Основным достоинством фильма являются его диалоги. Очень долго в современном кино на диалогах сконцентрироваться было нельзя, они служили лишь необходимой поддержкой для неустанного экшна или же были наработаны очень давно и служили шаблонами. Здесь речь героев — один из нестираемых плюсов. Да, граф Рочестер — распутник, но он аристократ, человек с развитым интеллектом, а таких в современных кинозалах сильно не хватает.