Средняя оценка:
2005. США. 154 минуты.
Жанр:
комикс.
Режиссер:
Брайан Сингер. Сценарий: Майкл Догерти, Дэн Харрис, Оператор: Ньютон Томас Сигел, Композитор: Джон Оттмен.
В главных ролях: Брэндон Рут, Кейт Босворт, Кевин Спейси. В ролях: Фрэнк Ланджелла, Джеймс Марсден, Паркер Поузи, Сэм Хантингтон.
Награды: 5 премий Академии НФ, фэнтези и ужасов, США — лучший фильм в жанре фэнтези, режиссер, актер (Б.Рут), сценарий, музыка. Empire Awards, UK — Лучший новичок (Б.Рут). Phoenix Film Critics Society Awards — лучшие спецэффекты. World Stunt Awards — лучшая каскадерша (Дебби Эванс). Young Artist Awards — лучший юный актер второго плана (Тристан Лэйк Либу)..
Интересные факты о фильме:
Фильм хотели снять еще в середине 90-х. На роль Супермена тогда имелась единственная кандидатура — Николас Кейдж. Проект заглох. Когда к нему вернулись в 2004 году, актерский диапазон значительно расширился: Джош Хартнетт, Пол Уокер, Мэттью Бомер, Брендан Фрейзер, Эштон Кетчер, Дэвид Бореаназ, Ян Сомерхолдер, Хенри Кэвилл и Джерри О`Коннелл претендовали на лакомую роль.
В качестве сценариста подвизался Кевин Смит, но выбыл из проекта. Вариант сценария, написанный Кевином Смитом, был основан на одном из комиксов 1993 года, в ходе которого Супермэн погибал от существа по кличке "Doomsday".
Проект Тима Бартона под названием "Superman Lives" находился на стадии предпродакшна. Был выпущен тизер-постер. Фильм должен был выйти в прокат в 1998 году.
Снимать "Супермена" должен был Бретт Ратнер. Но он не вынес продюсерской волокиты, и его заменил МакДжи. МакДжи, в свою очередь, не устроили локации (Сидней, Австралия) и бюджет.
Начиная с 1993 года и заканчивая стартом производства, на возню вокруг неснятого фильм потратили 50 миллионов долларов.
На роль Луис Лэйн претендовали Элиша Катберт, Клэр Дейнс и Кери Расселл, Миша Бартон и Кира Найтли.
В роли генерала Зода Сингер хотел видеть только Джуда Лоу, но актер отказался. Тогда Сингер выбросил персонажа из сценария.
А вот Джеймсу Кэвизелу, который мечтал о роли Супермена, отказал уже сам Сингер, посчитав, что Кэвизел стал слишком известен после "Страстей Христовых".
Чтобы сыграть Супермена, Брендон Рут набрал 10 кило мышечной массы.
Феликс Зилич:
Рецензия на фильм "Возвращение супермена"
Безупречное кино. Безупречное до легкой зевоты. Брайан Сингер выработал за последние годы настолько правильный стиль повествования, что это даже слегка раздражает при просмотре. Потому что ужасно хочется каждые 20 минут, чтобы неожиданно брызнули с экрана искристый креатив Питера Джексона или злая сентименталка Сэма Рэйми. И того, и другого у Сингера вроде бы навалом, но его никогда не бывает слишком много. С дотошностью опытного аптекаря режиссер равномерно размазывает развлекательное мысло по 150 минутам экранного времени.
Сиквел “Людей Икс” показал в свое время, что у Сингера хорошо играют даже полные бездари. Он всегда знает, когда нужно вовремя заткнуть одного актера и дать вместо этого слово другому. Признаться, я не верил в Брэндона Рута, но теперь прекрасно вижу, что Супермен из него получился гораздо более тонкий и трогательный, чем даже из Кристофера Рива.
Любопытно при этом то, что режиссер хотел акцентировать свое внимание больше не на этих качествах персонажа, а на его мужественности. Поиграв с меньшинствами на фильмах про мутантов, Сингер явно задумал сломать гомоэротический миф о Супермене, сделав из него полноценного мужчину – Мужа, Отца и Святого Духа. Русские переводчики ему в этом даже изрядно подыграли, переводя стандартный суперменовский ник “Men of Steel” как “Мужик со Стальными Яйцами”. Сцена, где Супермен у постели своего спящего сына повторяет шепотом последний монолог собственного отца – одна из самых пафосных, но при этом и самых сильных сцен последних лет. Ее портит только одна мысль, которая преследует самых больных зрителей уже с середины картины – что из себя представлял тот самый легендарный секс Супермена и Лоис? Как говорил один из персонажей Кевина Смита в “Тусовщиках из супермаркета” – “А хуй у него тоже железный?”
Брэндон Рут хорош, но я уверен, что Кейт Босуорт ждет впереди еще более удачная карьера. Нужно просто до безумия нравиться режиссеру, чтобы так неподражаемо стартовать к звездному небосклону практически из ниоткуда. Хотя если говорить о любимчиках, то следовало бы все же начинать с Кевина Спейси. Не все уже помнят, что режиссер Брайан Сингер запустил в свое время карьеру не только австралийского парня Хью Джекмана, но и нашего любимого Кайзера Созы.
Кевин Спейси – гениальный халтурщик. В течении просмотра всех его последних фильмов ты постоянно клянешь актера в откровенных самоповторах и издевательской по отношению к зрителю расслабленности. И только спустя некоторое время начинаешь понимать на каких тонких нюансах была сыграна вся его роль. Лекс Лютор – излишне опасный персонаж. Слишком часто за последние годы он оказывался привлекательнее своего безупречного криптонского оппонента. По этой причине его и надо было сыграть без каких-либо перегибов в сторону того или иного жанрового штампа. Штампов здесь могло быть по большому счету всего два – или Лекс будет жаждущим власти безумным мегаломаньяком, или же циничным бизнесменом, готовым удавить родную бабушку ради ржавого гривенника. Спейси смог выдержать персонажа не только посередине, но и вообще за рамками этих штампов. Его герой талантлив, одинок, обижен, мстителен и чертовски эксцентричен. Ради теплого слова в свой адрес он готов убить миллионы человек. На полном серьезе готов, от чего и не собирается никогда отказываться при удобном случае.
Очень хорошо обыгран в фильме мотив лысого черепа Лекса Лютора, который в комиксах был призван добавлять персонажу все той же самой мужественности, но в фильме был превращен в еще одно его слабое место. Оказывается, Лекс очень рано стал лысеть, что, естественно, очень плохо отражалось на его самомнении. Только по этой причине приличная коллекция париков была для него такой же необходимой вещью для ассимиляции с миром простых людей, как и близорукие очки журналиста Кларка Кента. Пять баллов для сценариста и режиссера.
Любопытен также финал фильма. Он один в один повторяет концовку “Гиперболоида инженера Гарина”, что сразу же вызывает лично у меня нехорошие подозрения. Не были ли у Сингера и Толстого одинаковые вдохновители? Никто не в курсе?