Режиссер:
Джон Кассаветис. Сценарий: Джон Кассаветис, Операторы: Митч Брайт, Эл Рубан, Композитор: Бо Харвуд, Продюсеры: Фил Бертон, Эл Рубан.
В главных ролях: Бен Газзара. В ролях: Тимоти Кэри, Сеймур Кэссел, Роберт Филлипс, Морган Вудворд, Азизи Джохари, Вирджиния Керрингтон, Миде Робертс, Эл Рубан.
Интересные факты о фильме:
Сюжет фильм был придуман Джоном Кассаветисом и Мартином Скорсезе.
Бен Газарра долго не мог вжиться в роль Козмо Вителли. Ситуация изменилась после начала съемок. Кассаветис объяснил актеру, что гангстеры в фильме — это метафорическое изображение людей, которые постоянно пытаются украсть или разрушить человеческие мечты. Сказав это, Кассаветис разрыдался, и Газарра решил отобразить в своем персонаже Кассаветиса, чтобы фильм стал метафорой борьбы режиссера за свои фантазии и мечты.Версия для печати
Джон Кассаветис – самый американский режиссер. Часто при слове "американский" следует реакция разочарования: "а, Голливуд…" Нет, не Голливуд. Очень самобытное кино, глядя которое можно сказать – да, это американское кино. Так же, как "Жил певчий дрозд" — грузинское, "Андрей Рублев" или "Калина красная" — русское, "10" — иранское и т.д.
В том же 1976 году вышел "Таксист" Скорсезе. И даже сюжеты почти схожи: ветеран войны устраивает резню. Это легко объяснить – сюжет к "Китайскому букмекеру" был написан Джоном Кассаветисом совместно с Мартином Скорсезе. Но как же эти сюжеты отличаются! Герой "Таксиста" — настоящий герой, который убивает мразь ради спасения девочки-проститутки (сюжет не фонтан, дело в сценарной разработке и режиссуре). Герой фильма Кассаветиса убивает других людей ради себя.
Оба фильмы медлительны, в каждом тщательно раскрываются характеры героев. Оба героя – одиночки, индивидуалисты, а Вителли к тому же "индивидуальный предприниматель". Вителли (как можно понять по фамилии, итало-американец) – ветеран корейской войны. Он полностью растворился в мирной жизни. Он владеет ночным клубом. Он сам придумывает номера, которые, к слову, пошлы и безвкусны. Каждый человек в Америке имеет право на пошлость и безвкусицу. До тех пор, пока пошлость и безвкусица рентабельны.
У Вителли есть серьезный порок, болезнь: он картежник. Просрав все бабло и заимев крупный долг, Вителли получает шанс откупиться. Для этого всего лишь надо завалить китайского букмекера.
Вителли идет на убийство потому что он – честный человек. Честь! Он живет по правилам. По всем многочисленным правилам, которые ему подсовывает жизнь.
При этом, он пытается сам устанавливать правила, которые больше похожи на приметы. Это приметы для него: перед серьезной игрой он забирает трех самых красивых женщин из своего клуба, ритуально дает каждой по цветку и тащит их с собой в клуб. Блестящая кинематографическая деталь: "клуб" — это засранная комната. Но там сидят мужики и играют в карты на большие деньги. Красотки сидят по углам, потеют, смотрят на своего босса. Он им дал работу, в том числе и неурочную. И вообще он уверенный в себе симпатяга средних лет, понюхавший пороху жизни.
Актер Бен Газарра превосходно играет свою роль… точнее, это даже не роль, а образ, типаж, великолепно прописанный Кассаветисом. Абсолютно сдержанный человек. Приличный американец, который не желает выходить за рамки приличий. Он бы точно ел "норму".
В фильме нет ударных сцен. Люди встречаются, расстаются, уходят. Нанимаются на работу, увольняются. Даже убийство китайского букмекера не является кульминацией. Она выглядит убийственно бытово. Кассаветис показывает удручающую банальность убийства, но не повседневность, разумеется! Нервы убийцы на взводе… он рискует собственной шкурой… но ничего невозможного нет. Обыватель (убийца) не закрывает лицо руками и не отказывается от своих намерений. Все логично, все правильно, так и должно быть… Такова жизнь. Главный герой – настоящий мужчина, который готов платить за свои слабости и защищать свой бизнес, обеспечивая рабочими местами тех, кто слабее его.