Тод Браунинг с его тайной и явной любовью к уродству и цирку…
Крэйн калечит фокусника Фросо и сбегает с его женой в Африку. У Фросо отнимаются ноги, а неверная жена возвращается, но умирает в церкви, оставив маленькую дочь – от Крэйна. Фросо решает отомстить за себя и едет в тропическую Африку. Там он оседает, как смертельно опасный тюлень, в бассейне реки Конго, к западу от Занзибара, где барыжит слоновьей костью Крэйн.
Это фильм вроде "Престижа". Для белого человека цирковые фокусы – это хохма, забава. Для черного – жизнь. Легко прижиться фокуснику на "Черном континенте". К слову, юный герой "Последнего короля Шотландии" пришелся к месту по той же причине. Современная медицина – это фокус и для белого цивилизованного человека, не говоря уже об африканцах.
В фильме Браунинга – жестко мелодраматичный сюжет. Фросо превращает дочь Крэйна в потаскуху, а потом, когда она достаточно, по его мнению, ошлюхачилась, подсовывает ее Крэйну, ничего не ведающему, на поругание.
Туземцы, пообтершись с белыми, перестают верить в чудо, волшебство. На мякине их уже не проведешь. И тут оказывается, что трагедия Фросо не только в том, что он подарил свою жизнь женщине по имени Месть.
Месть – это горячее блюдо, которое подают холодным. А Фросо излишне погорячился, хотя и готовился, терпел долго и настойчиво, ну прям граф Монте-Кристо...
Его трагедия в том, что он посвятил всю свою жизнь, личную и профессиональную, как ее ни поверни, обману. И в конце концов обманутая невинность жестоко расплачивается с ним за обман.
…Но фильм интересен только за счет великолепной игры Лона Чейни.